Навигация: Главная Добровольческое движение Общественные акции Проект «От сердца к сердцу»

Проект «От сердца к сердцу»

(0 голоса, среднее 0 из 5)

«От сердца к сердцу»Дети с ограниченными физическими возможностями живут рядом с нами, но в то же время как будто на другой планете. Как часто мы общаемся с ними? Да практически никогда. Они растут и развиваются отдельно от своих здоровых сверстников — в специализированных школах и интернатах. Мы редко задумываемся об их проблемах и еще реже о том, чем можем им помочь, чтобы хоть немного расширить их ограниченные возможности. Но однажды сделанное доброе дело не исчезает бесследно, у него находятся последователи, которые словно по цепочке передают своеобразную эстафету добра.

Так произошло и с проектом «От сердца к сердцу» Р.Г.Шишовой — преподавателя Майкопского государственного технологического университета. Созданные ею тактильные книги для слабовидящих детей (мы писали об этом в декабрьском выпуске «Высшей школы»), а также акции, направленные на развитие инклюзивного образования и создание безбарьерной среды, вдохновили многих.

Воодушевившись примером Риты Шишовой, ее коллега, доцент кафедры строительных и общепрофессиональных дисциплин О.Ю.Борсук всерьез задумалась над тем, чем еще можно помочь детям с ограниченными возможностями здоровья. Появилась идея научить слабовидящих и слепых детей правилам пожарной безопасности. Преподаватель поделилась своей задумкой со студентами, которые поначалу отнеслись к идее с недоумением: а что тут вообще можно сделать? Первой откликнулась студентка 4 курса экологического факультета Фатима Аутлева. Фатима учится на отделении «пожарная безопасность». Известная фраза «Пожар легче предупредить, чем потушить» для нее не просто слова, а главное правило будущей профессии. Как проводится профилактическая работа по предотвращению пожаров среди обычных детей, студентка изучала, но как быть со слабовидящими и незрячими ребятами? А что, если с ними случится беда, они попадут в чрезвычайную ситуацию? Девушка воодушевилась идеей помочь детям. Но как?

Общение с членами регионального отделения Всероссийского общества слепых показало, что даже взрослые невидящие люди не всегда могут по запаху определить, где и что загорелось. Что уж говорить о маленьких детях! А ведь по статистике каждый год тысячи ребят получают травмы или погибают при пожарах, 40% из них — малыши до 5 лет, которые зачастую сами являются причиной возникновения пожаров, играя со спичками и зажигалками. Шансов спастись у слабовидящих и слепых ребят при пожаре вдвое меньше, чем у здоровых.

— Информацию об окружающем мире слабовидящие и незрячие дети получают через обоняние и осязание, — рассказывает Фатима. — Если научить их определять на ощупь различные горючие материалы, окружающие их в быту, а затем их поджечь, то по запаху дети смогут узнать об опасности и о том, что именно горит. В случае возникновения пожара дети смогут вовремя среагировать и тем самым спасти свою жизнь.

Итак, главная цель проекта была определена — развить у детей с ограниченными возможностями здоровья тактильные, обонятельные навыки, способствующие получению информации о пожаре, познакомить детей с первичными средствами пожаротушения. Оставалось воплотить задуманное в действительность. На этом этапе Фатиме помогла мама — как педагог она посоветовала разработать урок по пожарной безопасности в игровой форме, чтобы он был понятен и интересен даже маленьким детям. Так появился сценарий с простыми доступными объяснениями того, как действовать при пожаре, снабженный детскими стишками и играми по теме. Заинтересовавшись проектом, к его разработке подтянулись и другие студенты: Анна Попова, Виктория Емельяненко, Ольга Булич (технологический факультет, специальность «промышленное и гражданское строительство»), Иван Ищенко, Юрий Шангин, Иван Агафонов (экологический факультет, специальность «пожарная безопасность) и другие ребята.

Чтобы реализовать задумку, нужно было изготовить макеты. В качестве горючих материалов Фатима подобрала кусочки древесины, провода, резины, ткани, бумаги, пластика — все те предметы, которые легко воспламеняются. Средства пожаротушения студентка слепила из пластилина — огнетушитель, пожарный щит, внутренний пожарный кран, также добавила к макету образцы земли, воды, песка.

Оставалось сделать самый сложный макет — здание школы-интерната с указанием мест противопожарного водопровода, путей эвакуации. Эту проблему решили студенты-строители. Изучив здание школы-интерната, они сделали его аналог из картона, с точностью отразив расположение игровой комнаты, библиотеки, столовой, других помещений, указали, где расположены пожарный кран и аварийные выходы.

В процессе работы над проектом было решено, что в нем должны участвовать не только слабовидящие и незрячие дети, но также слабослышащие ребята и обычные школьники — ученики младших классов. Первое пробное занятие студенты провели с учащимися начальных классов СОШ №11 Майкопа. Детям настолько понравилось мероприятие, что даже поначалу скептически настроенные студенты поняли всю значимость подобного проекта.

Наконец, настал черед занятия в Адыгейской республиканской специальной (коррекционной) общеобразовательной школе-интернате I, II, III и IV видов. В этой школе обучаются и воспитываются дети с ограниченными возможностями здоровья из всех районов Адыгеи, из Краснодарского края, Чеченской Республики.

В доступной форме и на простых примерах Фатима рассказывала, почему и как могут возникнуть пожары, как себя вести, читала поясняющие стихи, а дети отвечали на ее вопросы. Затем студенты достали макеты. Что тут началось! К удивлению парней и девушек дети стали все внимательно ощупывать, нюхать и даже облизывать некоторые макеты. Такой бурной реакции студенты не ожидали, ведь до этого они плохо представляли, как воспринимают окружающий мир дети с ослабленным зрением. Потом студенты подожгли образцы горючих материалов, чтобы школьники могли запомнить запахи горящих пластика, бумаги, резины и в случае пожара узнать об опасности.

«От сердца к сердцу»После теоретической части, чтобы ребята закрепили полученные знания, Фатима со студентами провела игры на закрепление материала о том, как правильно одеться, чтобы максимально защититься от огня и дыма, как погасить небольшое возгорание. В конце мероприятия детям показали макет школы, рассказали, где они сами находятся в данный момент, как правильно найти выход и организованно выйти из горящего помещения, что дети и сделали на практике.

— Мы объясняли ребятам, что самое главное при чрезвычайной ситуации не паниковать, — рассказывает Фатима Аутлева. — Даже если рядом не окажется воспитателя, нужно помочь своим друзьям спокойно и организованно двигаться к выходу, взявшись за руки. Для незрячих детей особенно важно знать, что рядом есть кто-то, кто поможет. Как показывает статистика, если тренировки эвакуации проводились, то в чрезвычайной ситуации шансы на спасение человека возрастают до 80%.

После встречи с детьми студенты подарили свой макет школе, чтобы воспитатели могли и в дальнейшем проводить тренировки. Проект Фатимы Аутлевой поддержали и одобрили сотрудники МЧС по Республике Адыгея, инспекции по пожарной безопасности и на будущий год предложили студентке участвовать в подобных акциях и в других общеобразовательных школах республики. Кстати, такие предложения от школ студентам поступают уже сейчас.

— Студенты впервые участвовали в такой акции и все делали с душой, — рассказывает научный руководитель проекта Оксана Борсук. — Учащиеся строительной специальности, создавая макет школы-интерната, почувствовали себя не только профессионалами, но и ответственными взрослыми людьми. Они с особой тщательностью и заботой изготавливали макет, чтобы незрячие и слабовидящие дети ни в коем случае не поранились. Это говорит о многом. Помимо того, что проект помог углубить знания студентов по их профессиям, он дал им осознание того, насколько важно включение детей с ограниченными возможностями здоровья в систему социальных отношений. Студенты, может быть, впервые поняли, что сами могут что-то сделать для них.

— После этого проекта я заметила, что сильно изменилась внутренне, — признается Фатима. — Я не знала, что во мне есть столько возможностей и в организаторском, и в педагогическом планах. Никогда не думала, что смогу работать с детьми, а тем более с ребятами с ограниченными возможностями здоровья. Они оказались такими добрыми, отзывчивыми, мне понравилось общаться с ними. Сейчас мне хочется создавать для них новые и новые проекты, делать все, что в моих силах.

Вопрос создания безбарьерной среды как способа полноценной интеграции людей с ограниченными физическими возможностями в общество сегодня вновь стал подниматься правительством страны. В отдельных регионах чиновники пытаются создать такую среду, но, как правило, их работа сводится к обеспечению физических условий: таких, как, например, создание пандусов при школах. И очень редко кто задумывается об интеграции этих детей в общество. Расширить их возможности для полноценной социальной жизни по силам каждому из нас. Хочется верить, что данный проект в свою очередь найдет последователей, и цепочка добрых дел не прервется.

Татьяна ФИЛОНОВА.
Фото Аркадия КИРНОСА.

www.sov-adyg.ru

0

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить