Первый в нашей республике и Краснодарском крае коворкинг-центр был открыт именно в Майкопе
Не все ещё знают, что такое «коворкинг-центры», для чего они создаются и, вообще, кому они нужны? Примечательно, что появление совершенно нового вида бизнеса - дело рук молодых предпринимателей из Майкопа.
- Коворкинг-центр - это офис, где каждый устанавливает свои правила, работает так, как удобно только ему, это свободный график и возможность вести свой бизнес вне дома, - рассказывает соучредитель первого в Адыгее коворкинг-центра Руслан НАТАХ.
Вне планктона
- Вы открылись в августе. Интерес к проекту существует? Всё-таки Адыгея не самый предпринимательский регион?
- По поводу последнего не соглашусь. Частный бизнес в республике меняется. В первую очередь - ментально. Посмотрите на количество рекламных агентств. Кого-то же они рекламируют? Полистайте газеты объявлений - совершенно другая картина, нежели три года назад. По роду деятельности знаю, что среди молодёжи многие стали стремиться заняться бизнесом, а не мечтать о мягком кресле во властных структурах.
А ведь несколько лет назад это было едва ли не поголовное желание.
В Майкопе стало гораздо больше людей, готовых вкладывать в своё будущее через предпринимательство. Другое дело, что бизнес, в основном, так или иначе связан с торговлей, продажей. Хотя немало ребят, которые пытаются развивать небольшое производство. Но ментальность поменялась, это точно.
Что же касается интереса к нашему проекту, то он есть. Несмотря на то что на рынок Адыгеи мы выпустили совершенно новый продукт, тех, кому он стал интересен, достаточно много. Когда мы готовили коворкинг-центр к реализации, с нами работал студент, художник-профессионал. Он помогал нам продвигать креатив, создавать фирменный стиль, по ходу дела находил клиентов для себя, а в итоге снял для себя офис в нашем же центре.
Эффект свободного графика
- Правда ли, что потребовалось семь лет для того, чтобы впервые появившаяся идея создания таких центров добралась из Америки в Адыгею?
- Да, впервые фрилансер (свободный «художник» - прим. ред.) из США придумал создать коворкинг-центр. В дословном переводе на русский - «совместная работа». Я бы перевёл это как «деловая коммуна». Собственно, коворкинг-центр является неким промежуточным звеном между работой на дому или в офисе какой-либо компании. Главное его отличие в том, что снимая помещение в коворкинг-центре, бизнесмен волен сам устанавливать режим работы. Как будто он работает дома. Не случайно основная масса клиентов таких центров - мы их называем ковокерами, приходят к нам именно из домашних условий работы.
- Другими словами, человек, которому надоело сидеть дома перед компьютером может снять офис в коворкинг-центре и ходить, скажем так, «на работу»?
- Идея в том и состоит. Только для многих работа на дому не столь эффективна. Всё-таки дом для нас - это прежде всего место отдыха. Не все фрилансеры могут организовать рабочее время в домашней обстановке. Кому-то не даёт покоя диван, а кто-то не может прогнать мысль, что скоро по телевизору хороший фильм. А рабочее место в коворкинг-центре даёт возможность почувствовать себя на работе по-настоящему, при этом не придерживаясь абсолютно никакого объявленного кем-то графика.
- То есть сам себе начальник?
- В принципе, да. Кстати, речь ведь идёт не только об отдельных предпринимателях, но и о коллективах, которые вполне могут работать в свободном графике. У нас в центре две такие фирмы, между прочим. Вообще, коворкинг-центр - это место социализации. Вот в чём его главное отличие от просто офисных помещений и тем более работы в домашних условиях. Это собенно актуально для тех, чья работа напрямую связана с интернетом, например. Я знаю многих людей, которые работу на дому сменили на работу в коворкинг-центре и говорят, что она стала более эффективной.
- Значит, коворкинг-центр - это и потенциальная клиентская база?
- Конечно. Разве работая дома есть возможность показать себя во всех гранях и общаться с гораздо большим количеством потенциальных партнёров тет-а-тет, а не в Сети? Это тоже плюс «деловой коммуны».
Дмитрий ВАРАВА
www.adigea.aif.ru