Вуз получил лицензию и свидетельство о государственной аккредитации, выданные Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки РФ, на открытие специальностей «журналистика» и «реклама и связи с общественностью». Прием студентов по новым направлениям факультет начнет уже в следующем учебном году.
Еще в 1997 году по инициативе декана филфака Учужука Панеша впервые на факультете была введена специализация «филологическое обеспечение журналистики». Тогда же была набрана экспериментальная группа студентов. Выпускники школ, мечтающие стать акулами пера, начали поступать на новую специальность. Наряду с педагогическими дисциплинами студенты изучали такие предметы, как история, теория журналистики, а также проходили практику в местных СМИ.
К сожалению, лицензии на специальность «журналист» у вуза не было, и по окончании университета выпускники получали диплом преподавателя русского языка и литературы. Несмотря на это, большинство филологов-журналистов того первого, да и многих последующих выпусков смогли реализовать себя в журналистике. Среди известных сегодня журналистов республиканских СМИ выпускники филфака: Татьяна Белова, Зарема Белимготова, Валерия Врубель, Нина Степанова, Ульяна Рагулина и другие. Работают выпускники филфака и в других регионах страны. Татьяна Филиппенко (Шаззо) успешно трудится в одной из известных федеральных передач «Вести. Дежурная часть», транслируемой на телеканале «Россия 1».
— Раньше теории журналистики отводилось всего два семестра, а ведь это основной базовый курс, — рассказывает доцент кафедры литературы и журналистики АГУ Галина Соколова. — На факультетах журналистики он преподается в течение 4-5 лет обучения. В 2012 году у нас откроется кафедра журналистики, мы начнем работать по новому учебному плану, в котором предусмотрены предметы, необходимые для получения профессии журналиста.
Теперь на смену педагогике преподавания русского языка и литературы придут действительно нужные журналисту дисциплины, такие, как психология журналистики, менеджмент, работа пресс-службы и другие. Уйдет и педагогическая практика, зато журналистская начнется уже с 1 курса, а не с 4, как это было раньше.
Решится и другая проблема. Студенты сразу будут вливаться в профессию и быстро определят, является ли объективное освещение событий в СМИ их призванием.
Понимание, что журналистика — это усердный кропотливый труд, часто приходит только на практике. Начиная изучать предметы журналистики, пробуя писать тексты и добывая информацию только на 4 курсе, многие студенты понимают, что выбрали не ту стезю. Как выразилась одна из студенток филфака: «Меня Пегас не посещал», и вовремя перевелась на направление «делопроизводство», по которому с успехом работает после окончания вуза.
У самих преподавателей теперь появится возможность выбирать себе наиболее способных и талантливых студентов. Если последние годы абитуриенты поступали на отделение журналистики по результатам ЕГЭ, то теперь наряду с сертификатом ЕГЭ по русскому языку и литературе они должны будут сдавать творческий экзамен непосредственно в вузе, чтобы продемонстрировать свое владение языком.
Не менее востребовано сегодня и новое направление — «реклама и связи с общественностью». Многие государственные структуры, да и коммерческие организации республики, озаботившись свои имиджем и созданием положительного общественного мнения, столкнулись с тем, что эту работу должны выполнять профессионалы — специалисты по связям с общественностью. Многие выпускники филфака работают именно в пресс-службах: Евгения Орешкова в администрации Ленинградской области, Анастасия Шишкина в управлении Судебного департамента Верховного суда в РА, Дана Куфанова в МЧС по РА. Выбирая эту новую для России профессию, филологи овладевали ее тонкостями и премудростями уже непосредственно в процессе трудовой деятельности. Теперь у ребят появится возможность изучать аспекты этой специальности с первого курса.
— Профессиональные журналисты и пиарщики нужны. Главная их задача — создавать общественное мнение, — считает Галина Соколова. — Важно воспитывать своих специалистов по связям с общественностью, которые знакомы со спецификой именно нашего региона, знают наши достоинства, могут создавать рекламу не только предприятиям, но и республике в целом.
Для поступления на направление «реклама и связи с общественностью» необходимо будет сдавать ЕГЭ по русскому языку, обществознанию и истории.
Для новых направлений подготовки на факультете есть необходимая материально-техническая база, есть профессиональные преподаватели, защитившие докторские и кандидатские диссертации по журналистике. Сбылась наконец мечта нескольких поколений студентов о более специализированном обучении и заветном слове в дипломе — «журналист». Хотя те, кто уже успел поработать в журналистике, понимают, что главное не запись, а стремление души.
Татьяна ФИЛОНОВА,
выпускница филфака АГУ.
www.sov-adyg.ru