Навигация: Главная События Кто приобщит школьников к прекрасному?

Кто приобщит школьников к прекрасному?

(0 голоса, среднее 0 из 5)

Кто приобщит школьников к прекрасному?Поводом к этой публикации послужил случай. Я присутствовала на мастер-классе для молодых педагогов республики. Работа была построена таким образом, что опытные учителя-предметники делились методикой своего преподавания, а начинающие педагоги выступали в роли учеников.

В аудитории собрались молодые учителя самых разных специальностей — биологи, русоведы, математики, географы. В процессе мастер-класса опытный учитель, показав на экран, задала вопрос: «Дети, какая картина здесь изображена?» Ответом послужило молчание. Проектор показывал «Золотую осень» И.Левитана. 15 молодых педагогов не узнали картину, которую, как казалось, должен знать каждый школьник. Поскольку никто не отвечал, я подняла руку с последней парты и ответила. На меня обернулись с удивлением.

А я, в свою очередь, удивилась тому, как можно было не узнать такую известную картину. Кто-то скажет в защиту молодых учителей, не узнавших картину, что они не художники, что химики и физики не обязаны знать историю искусств. Но ведь учитель должен быть разносторонней личностью, авторитетом для своих учеников. Та же «Золотая осень» Левитана — шедевр, та часть нашей культуры, которую должен знать каждый.

В школьных учебниках русской речи 80-х — начала 90-х годов было небольшое приложение с репродукциями картин русских художников. Была там и «Золотая осень» И.Левитана, и «Московский дворик» В.Поленова, и «Грачи прилетели» А.Саврасова, и «Девочка с персиками» В.Серова. Названия этих картин мы знали наизусть, даже не заучивая: просто о них рассказывали учителя. По ним мы писали сочинения. Сейчас, бывая в Третьяковской галерее, я без подсказки экскурсовода могу перечислить названия большинства картин и авторов, рассказать их сюжеты и даже историю некоторых шедевров. Конечно, я много читала и смотрела передачи о живописи, будучи уже взрослой, но все же основные знания получила в школе. Сегодня в учебниках русского языка и литературы тоже есть репродукции русской живописи, но знакомятся ли с ними школьники?

Уроки мировой художественной культуры есть в программе большинства школ республики. Другое дело, что предмет преподают разные специалисты — учителя музыки, изо, истории, литературы и даже иностранного языка. Мне повезло — я училась в майкопской СОШ №2, у нас этот предмет был, и преподавала его С.В.Смеловцева — учитель, что называется, от Бога. Светлана Васильевна всю жизнь занималась изучением искусств и сумела привить любовь к прекрасному нам.

В коллекции учителя было много пластинок классической музыки, которые она ставила на старенький школьный проигрыватель, и мы слушали произведения Чайковского, Баха, Моцарта, Грига и других знаменитых композиторов. Также у нее всегда было несколько репродукций одной и той же картины, их она давала рассматривать нам, ученикам. Много лет спустя, когда мне довелось увидеть оригиналы многих шедевров живописи и скульптуры в Третьяковке, Музее изобразительных искусств им.А.С.Пушкина, галерее Ильи Глазунова в Москве, в знаменитой Галерее Уффици во Флоренции, я не раз с благодарностью вспоминала свою учительницу, которая познакомила меня с этими произведениями искусства.

А что сегодня? Ученики загружены подготовкой к ЕГЭ и такие предметы, как мировая художественная культура, считают лишними и ненужными, отвлекающими от основных дисциплин, по которым придется сдавать экзамены. Да и многие родители сегодня не очень-то ратуют за культурное просвещение своих отпрысков. С каждым годом все меньше ребят идут в детские школы искусств. Одна учительница музыки рассказала, что ее ученицу, способную пианистку, из музыкальной школы забрал папа со словами: «Я музыкой не занимался, а в люди выбился». Что тут возразишь? Конечно, не всем быть музыкантами, но девочка посещала занятия с удовольствием и обладала явными способностями. Чем могла помешать ей музыка?

Что удивительно, от занятий искусством родителей стали отговаривать и учителя начальных классов общеобразовательных школ, приводя свои доводы: мол, в первом классе ребенок и так загружен. Так зачем же ребенка так нагружать в начальных классах, чтобы у него не оставалось ни сил, ни времени на творческое развитие — занятия танцами, вокалом, игрой на музыкальных инструментах?

Все меньше становится ребят, которые связывают свое будущее с искусством. Да это и понятно, ведь зарплата молодого педагога ДШИ минимальная, а за педагогический стаж денежные надбавки этой категории работников не полагаются. Сейчас, правда, рассматривается закон о выводе детских школ искусств из ведомства учреждений культуры в особый вид образовательных учреждений, реализующих «дополнительные предпрофессиональные общеобразовательные программы в области искусств». Учителя ДШИ приобретут статус педагогов, будут получать надбавки за стаж, но при этом будет сокращено количество самих педагогов, в системе планируется оставить лишь самых квалифицированных и талантливых, чьи ученики побеждают на различных конкурсах. Получается, ребята не столь талантливые не могут заниматься музыкой только для своего развития и для души?

Общаясь с сотрудником Национального музея, я услышала буквально крик души. Сотрудница сетовала на то, что далеко не все школы города заинтересованы в культурном просвещении ребят. У руководства полно других забот, помимо организации походов в музей, отмены уроков, сбора школьников, вывоза их на выставку. Но если даже хоть один ученик из ста проникнется духом искусства, возможно, это повлияет на его увлечение, а позже — и на выбор профессии, и он сам захочет стать художником, музыкантом или другим представителем какой-нибудь творческой профессии. А если и нет — чем плохо разностороннее воспитание личности?

В книге «Тайны гениев» российского скрипача Михаила Казиника описывается эксперимент, который он провел еще в советские времена с учащимися ПТУ. Казиник привел ребят на концерт Рихтера (исполнялись сонаты Бетховена) и попросил написать свои впечатления. Ребята еле высидели концерт, откровенно не понимая, как на это ходят люди, да еще спрашивают лишние билеты, отзывы всех без исключения были отрицательными. Если бы на этом эксперимент закончился, то мальчишки, наверное, только бы укрепились в своем негативном отношении к классической музыке. Но Казиник начал с ними работать: сначала разговаривал о жизни, потом о литературе, искусстве, о Бетховене и т.д. В последний вечер Казиник играл им те же сонаты, которые на концерте играл Рихтер. Ребята были просто потрясены. По их отзывам, они в жизни никогда не слышали ничего лучше и совершеннее.

Зачем нужны уроки МХК, музыки, изо? На мой взгляд, ответ прост: чтобы быть умнее, эрудированнее, культурнее, чтобы хоть немного разбираться в том, что прекрасно, а что безобразно, чтобы не считать безголосых певиц звездами и обо всем иметь свое собственное мнение.

www.sov-adyg.ru

0

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить