На минувшей неделе состоялось обсуждение очередной статьи премьер-министра РФ Владимира Путина «Демократия и качество государства», опубликованной 6 февраля.
За «круглым столом» в редакции газеты «Советская Адыгея» собрались молодые и опытные политики, педагоги, представители общественных организаций: ректор Института физической культуры и дзюдо АГУ Я.К. Коблев, председатель Комитета РА по делам молодежи М.А. Каратабан, председатель Молодежного парламента при Госсовете-Хасэ РА Р.А. Натах, доцент кафедры истории и права МГТУ С.-Х.Х. Мусхаджиев, председатель АРО РС профсоюза работников связи России О.Н. Слюсарева, руководитель РО ВОО «Молодая гвардия «Единой России» РА А.Р. Кошокова, координатор по работе с обращениями граждан Региональной общественной приемной председателя партии «Единая Россия» В. Путина Г.А. Иванов и другие.
Я.К. Коблев во вступительном слове отметил, что демократизация — это вечная проблема, ее вопросы, особенно в нашей стране и в такой период, очень сложны.
- Конечно, как Путину, так и Медведеву пока не удалось достичь желаемого результата в максимальном варианте. Пока нет полной демократии, обеспеченности населения как в культурных, так и в экономических вопросах. На самом деле достичь этого очень сложно. Но, тем не менее, за 12 лет работы они показали многое. Если так будет продолжаться, то возможно решить многие вопросы, стоящие перед страной, а главное — сохранить стабильность и перспективу.
Тему продолжил М.А. Каратабан:
- Премьер пытается в статье дать ответ на вопросы: «Что из себя формально должна представлять демократия Российской Федерации?», «Какую роль в этом процессе должно играть общество?» и «Какие требования к государству должны быть?». Мое представление о демократизации государства заключается в степени вовлеченности общества в принимаемые государством решения. Если есть какая-то разобщенность между обществом и государством в этом вопросе, то о наличии и рабочем состоянии демократии говорить не приходится. И процесс демократизации — это процесс сближения государства и общества, снижение степени разобщенности. О конкретных технических способах достижения этого и говорит статья Путина.
В ней красной нитью проходит тема местного самоуправления и гражданской активности. Делая общий вывод, можно отметить исторические этапы развития. На первом общество не было готово даже к самой простой форме участия в решениях исторических вопросов, государство максимально брало на себя эту ответственность. Следующий этап — когда общество в плане материального, социального, профессионального, духовного развития наконец-то ощущает свою востребованность в принятии участия в решении государственных вопросов и заявляет об этом уже открыто. И в этом премьер видит уже другую проблему, что государство начинает отставать от темпов роста востребованности общества, и необходимо государству менять свое отношение к роли общества в этом процессе. То есть, отказаться от автономности.
О готовности гражданского общества к переменам сказал Г.А. Иванов. Он отметил, что в момент прихода председателя правительства к управлению государством стояла задача построить стабильную Россию, которая в тот момент разваливалась. Сегодня гражданское общество показало свою заинтересованность и возможность влиять на происходящие процессы, принимать участие в разработке законов. Путин говорит о том, что такие возможности будут предоставлены посредством Интернета. Таким же образом должны будут обсуждаться и все законопроекты. Еще одной из основных Г.А. Иванов назвал мысль о том, что муниципалитеты должны стать в полной мере финансово состоятельными и автономными. Для этого Владимир Путин предложил передать на уровень муниципалитетов все налоги от малого бизнеса, который сейчас работает в условиях специальных налоговых режимов.
Выступление С.В. Кириченко также касалось муниципального вопроса:
- Необходимо, чтобы механизмы политической системы отражали интересы социальных групп, обеспечивали публичное согласование. Демократия должна иметь механизм постоянного воздействия и обратную связь. Наше общество должно воспринимать демократию не только как участие в выборах, но и обсуждение законопроектов. Каждый может направить свои предложения в законопроекты — это пассивное право. Надо развивать у граждан и активное право, чтобы они выдвигали свои проекты. Интернет-демократия должна широко применяться, прежде всего, на муниципальном и региональном уровнях. Демократия большого государства складывается из демократии малых пространств. Местное самоуправление должно быть властью шаговой доступности.
О.Н. Слюсарева высказалась о неготовности общества к демократии:
- Есть задатки, зерно, которое посадило и пытается взрастить нынешняя команда, находящаяся у власти. Но это только начало, и нужно создавать условия, возможности. Но для этого надо, чтобы каждый из нас стал гражданином.
С.-Х.Х. Мусхаджиев заметил:
- Самое главное — масштаб статьи затрагивает три уровня: муниципальный, региональный и федеральный. Это все взаимосвязано. Если наверху провести какие-то реформы, не затрагивая низов общества, то в целом этим задачу демократии не решить. От качества государства зависит качество жизни гражданина и общества в целом. Наше общество в гражданском плане недостаточно зрелое, потому что сегодня большинство молодых людей не состоит ни в какой общественной организации, партии. Мы должны включаться в работу общественных организаций, чтобы проблемы, важные для низового уровня, стали злободневными для государственной системы.
Каждый из приглашенных к обсуждению имел возможность высказать свое мнение и по другим тезисам: прямым выборам губернаторов, установлению абсолютной прозрачности в расходах чиновников и другим.
М. Куренина
Газета "Майкопские новости"