Навигация: Главная События И снова премьера

И снова премьера

(0 голоса, среднее 0 из 5)
sg1s0040Похоже, Институт искусств АГУ задался целью сознательно эпатировать город. Не успели майкопчане забыть прошлогодний мюзикл «Ромео и Джульетта», прозвучавший на филармонической сцене, а студенческий театр «Арт-Ритон» заявил о новой премьере, на этот раз рок-оперы «Моцарт».
Откуда такой «гейзер» талантов в скромном институте? Накануне 40-летия вуза мы сочли уместным расспросить об этом заместителя директора по творческой работе и одновременно художественного руководителя театра «Арт-Ритон», режиссера-постановщика Галину Вячеславовну Рева.

 - Галина Вячеславовна, как родилась идея театра «Арт-Ритон»?

- Как все великие дела — банально, из ничего. Мюзикл «Ромео и Джульетта» был задуман всего лишь как достойное открытие фестиваля «Весна АГУ-2011» (на нас, победителях 2010-го, лежала такая ответственность). А тут в Интернете попался хороший музыкальный материал (я всегда исхожу из него) - «Короли ночной Вероны». Вот и подумалось: почему бы не поставить «Ромео и Джульетту»?

Идея, конечно, была почти авантюристическая. Сказать, что солистов у нас пруд пруди и можно устраивать кастинг — нет. По крупицам собирали. Даже главный герой отнекивался поначалу.

Помимо достойного вокала, нужна была еще и мощная хореографическая поддержка. Казбек Шагуч, руководитель танцевального коллектива «Нарт», поддержал нас, загорелся сам, и в итоге «Нарт» оказал огромную помощь в осуществлении идеи.

На открытии фестиваля наша постановка произвела фурор. Уже на последних репетициях было понятно, что достойное открытие фестивалю мы обеспечим, но когда я увидела глаза моих коллег, услышала их отзывы, стало понятно: неплохо. Когда ректор увидел готовый материал, он пригласил нас с Натальей Львовной Чепниян и предложил создать театр «Арт-Ритон». Но при условии, что последующие постановки будут не ниже уровня «Ромео и Джульетты». Конечно, дефицит голосов и артистичных ребят создавал некоторую опасность. Обойтись силами только института вряд ли бы удалось, так что Рашид Думаличевич пошел на привлечение подходящих творческих сил из других образовательных учреждений. Главное, чтобы база была в АГУ. И в июне, на премьере в Госфилармонии, мы уже представлялись как театр «Арт-Ритон».

- Что за силы задействованы в постановке «Моцарта»?

- В принципе, те же. Вокалом с ребятами занимается Тамара Нехай, хором - Аида Чиназирова, наш бессменный концертмейстер и аранжировщик одновременно - Светлана Хватова. В этом году постановкой танцевальных номеров занималась в основном студентка 5 курса, штатный сотрудник театра Татьяна Нестеренко, Казбек Шагуч - массовыми сценами.

Солируют в «Моцарте» те же ребята: Юрий Конжин (Моцарт), Илья Акопян (Сальери), Харлампий Заимов (Де Понте), Валентина Ломидзе (Наннерль), Алевтина Кобазева (госпожа Вебер), Валерия Болтанова (Алоизия), Анна Давыдова (Констанц). Ребята работают исключительно на личном энтузиазме, по 2-3 часа в день, пять дней в неделю репетируют. Конечно, им интересно, кроме того, это и колоссальная сценическая практика.

- На тему «Моцарта» создано немало произведений. Какого же «Моцарта» мы увидим в вашей интерпретации?

- «Моцарт» - это серьезная работа. По жанру, скорее, музыкальный спектакль, чем рок-опера, как обозначено в афише. Если быть точной, речь идет о синтезе хорошей популярной музыки и «тяжелой органики», элементов рока. Авторы - современные французские композиторы Альберт Коэн и Дов Аттиа. Премьера их оперы состоялась в 2011 году. Сюжет не связан хронологически с историей жизни Моцарта. Это как бы основные моменты жизни, наиболее яркие и содержательные. В первую очередь мы пытались показать Моцарта как человека — холерика по сути, увлекающегося, любящего жизнь. Но главное действующее лицо даже не Моцарт. Зависть. Страдающий Сальери не может простить Богу одаренность Моцарта: «я столько сил вложил в то, чтобы воспевать тебя, а ты одарил гениальностью «эту мартышку»?! Вокруг этой коллизии и разворачивается действие.

- С какими трудностями вы столкнулись при постановке?

- В России опера не ставилась вообще. Отсюда возникла масса проблем. Во-первых, с фонограммами. Фонограммы для «Ромео и Джульетты» мы элементарно скачивали из Интернета. Даже ноты некоторые нашли. И текст был хороший — мы просто слегка его подсократили и переработали. А тут ничего: ни русскоязычного текста, ни нот, ни фонограмм. Хорошо, у нас есть свои талантливые люди. Наш психолог Тереза Александровна Цергой сделала сценарий, великолепно зарифмовала. Сами смогли записать и фонограммы. Ректор пошел на большие затраты, выделив на запись 130 тысяч рублей. Хотя, как оказалось, это не так уж дорого для 16 фонограмм (один номер студийного качества стоит 90 тысяч!) Пришлось по слуху «снимать» с Интернета музыку, расписывать партии всех инструментов, потом все сводить, писать хоры, бэк-вокал... Колоссальная работа! Запись вел в филармонической студии Александр Бобырь, наши звукооператоры - Юрий Титаренко и Александр Балало.

Костюмы - отдельная проблема. Только 300 тысяч рублей ушло у нас на ткани. Получилось роскошно. Шила костюмы изумительная команда добровольцев - мастерицы из МГГТК АГУ. Бригада закройщиков и модельеров с такой чуткостью подошла к этой работе, с такой аккуратностью — качество просто замечательное! Мало того, когда возникали трудности, нам постоянно шли навстречу. Как в настоящем театре, не обошлось без капризов среди исполнителей. И эти женщины все очень спокойно переделывали, перешивали. Мы тут показали два номера из «Моцарта» на «Молодежном подиуме», и некоторые юбки «посыпались» (ткань ползущая), так теперь закупаем другую - наши портнихи готовы перешить. И все на общественных началах. А ведь у них свой учебный процесс, свои задачи... Большая им благодарность!

Сейчас сохраняется проблема со звуком. Думаю, что к 11 мая, к премьере в филармонии, она будет решена. Нужен театру и хороший свет — нет своего осветителя.

Если же говорить о глобальных проблемах, то главная из них, это, конечно, текучесть кадров. В этом году Илья Акопян, Валерия Болтанова едут поступать в питерский институт искусств, Аня Давыдова - в Москву. И их можно понять — ребята хотят иметь солидные дипломы. В любом случае встает проблема замены солистов. Но текучесть была, есть и будет. Это студенты. Все держится на энтузиазме. Второе, все наши солисты подрабатывают вокалом. А это работа по 7-8 часов в день. Плюс голосовые нагрузки во время учебного процесса. Плюс подготовка к разного рода конкурсам. Плюс «госы» (а это 8 произведений), да еще и наш «Моцарт»! Представляете нагрузку?

- И тем не менее вы идете на все эти материальные и физические затраты. Почему?

- Надеемся, что все затраты окупятся в моральном плане. Театр становится популярным. На «Моцарта» билетов уже нет, не можем обеспечить пригласительными даже своих преподавателей. Думаю, это серьезно укрепляет престиж АГУ. А в прошлом году мы ведь возили «Ромео и Джульетту» еще и в Ростов. В молодежном театре собралась консерваторская профессура. Было, конечно, страшно — публика, искушенная зрелищами, не только слушающая, но и слышащая. Но и в их глазах мы увидели неподдельный интерес, даже восторг.

- И традиционный вопрос о творческих планах...

- Их пока нет. Хотя ректор еще в сентябре поставил задачу ознаменовать 20-летие университета новой премьерой, причем, классической. Но давайте сначала представим публике нашего «Моцарта».

Н. Николаева

Газета "Майкопские новости"

 

0

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить