— Что вы можете сказать о выпуске этого года? Многие ли смогли пройти обучение до конца?
— Изначально подали документы около 80 человек. Но в течение курса многие поняли, что туризм — это не их дело. Практические занятия в школе проходили еженедельно в любую погоду, даже в сильные морозы, что отсеяло самых слабых. Остались те 28, кто горел душой и сердцем. В нынешнем году очень много ребят из Майкопа, что не может не радовать — кадры останутся в республике. В предыдущие годы было гораздо больше представителей из Краснодарского края.
— На что делается упор в обучении?
— Это школа начальной туристской подготовки. Человек, приходящий сюда, не знает ничего. И мы учим его выживать, обустраивать быт в природных условиях, технически преодолевать локальные препятствия, например, скальные подъемы и спуски, водные преграды. Сильный упор делается на спортивное ориентирование и умение работать с картой — постоянно проводятся различные соревнования, в том числе ежегодная экстремальная гонка «Марафон 100 км за 24 часа».
— Кто ведет занятия?
— Занятия проводят высококлассные специалисты с большим опытом либо высокими спортивными достижениями в той области, в которой они приглашены читать лекции. Среди них, например, мастер спорта по спортивному ориентированию, врач МЧС, заслуженный путешественник, заслуженный работник туризма РА — случайных людей нет.
— Смогут ли выпускники повысить свою квалификацию? Какие дальнейшие возможности обучения предлагаются?
— Со следующего года мы планируем перейти на блочную систему: блок спортивного ориентирования, блок ЧС и выживания в природной среде, а также походы, медицина, соревнования, топонимика, легенды и история, мультипликация и другие блоки, после каждого из которых будут проводиться экзамены. Будет два уровня образования — начальный и базовый. Выпускники начального уровня будут инструкторами детско-юношеского туризма либо стажерами инструктора на маршруте. После базового уровня ребята сами станут инструкторами по тому или иному виду туризма.
— Где теперь смогут применить свои знания выпускники школы?
— В настоящий момент все они могут работать на турбазах в паре с более опытными инструкторами для преемственности знаний и умений. Это идеальный вариант для них. Но, к сожалению, их сразу бросают на баррикады — отправляют работать с группами туристов без старшего напарника. Мы уже много лет сталкиваемся с одной и той же проблемой — турпредприятия Адыгеи не выделяют на подготовку кадров ни рубля, проявляя интерес к инструкторам лишь перед началом сезона, требуя опытных и хорошо подготовленных людей и предлагая им копеечную оплату труда. По этой причине и происходит отток кадров из республики в молодежные лагеря «Селигер», «Регион 93» и другие, где есть стабильный заработок.
— Многие ли остаются в туризме и активно проявляют себя?
— Как показывает практика, из каждого выпуска школы инструкторов активно занимаются туризмом 10—15 процентов человек. Они приходят учиться еще и еще — некоторые по 4 раза, участвуют в соревнованиях как в качестве организаторов, так и участников, работают инструкторами и просто ходят в горы для собственного удовольствия.
— Какое напутствие вы бы дали новоиспеченным инструкторам?
— Если ты инструктор и ведешь по маршруту группу, помни, что ты — главный и отвечаешь за безопасность! Прививай любовь к нашему краю, чтобы люди возвращались сюда вновь и вновь!