Навигация: Главная События «ДИКАЯ МЯТА» В «ЭТНОМИРЕ»

«ДИКАЯ МЯТА» В «ЭТНОМИРЕ»

(0 голоса, среднее 0 из 5)
мятаЛето началось с «Дикой Мяты»! Три дня в Калужской области гремел музыкальный фестиваль этнической музыки. 2012 год для «Дикой Мяты» стал юбилейным – фестиваль проходил уже в пятый раз, объединив около 50 групп из разных стран мира.

Андрей Клюкин, продюсер фестиваля, поделился тем, по какому принципу выстроена программа нынешней «Мяты»: «...1 день (1 июня) мы назвали «Иберика» и пригласили коллективы из Испании, Португалии – Иберийский полуостров. Сегодняшний день (2 июня), я говорю про сцену «Green», день Северных земель – и здесь вы уже слушали группу из Швейцарии, будет сейчас группа из Германии, группа из Норвегии, группы из России и группа из Финляндии. А завтра (3 июня) на этой сцене будет день «Балканика», надеемся, что будет хорошая погода...

Вчера на сцене «Веранда» был день, посвященный Грузии – приезжала Нино Катамадзе, «Soulmama», коллектив «Эгари», великолепная группа «Sophie Villy». Сегодня у нас день построен из трех блоков: хулиганский блок – «Чё Морале» группа и «Видели! Знаем», очень красивый блок, который возглавляла Женя Любич, мы его называем «Прекрасные брюнетки», туда входят коллектив «InWhite» и Анна Пингина, потом будет очень глубокая история этно, мне очень нравится подборка коллективов из трех – это будет Инна Желанная, Theodor Bastard и «Safety Magic». Ну, и в конце будет, на мой взгляд, очень яркое выступление коллектива, который сложно причислить в этно или фолку – группа «Billy's Band».

 День первый. Начало.

Добравшись до «Этномира», я быстренько получила яркий браслетик, установила палатку пока еще в полупустом кемпинге, хотя времени уже было что-то около семи, и отправилась на разведку. Найти две большущие, пышущие разноцветными огнями сцены «Green» и «Веранда» не составило большого труда. Куда более тяжело было уйти с развернувшейся неподалеку от «Green» ярмарки. Чего там только не было – украшения (как восхищенно сказал кто-то, проходя мимо меня: «О, какие цацки!»), одежда, книги, сумки, музыкальные инструменты, сладости – преотменные, надо сказать! И все это в оранжевых палатках – яркое, разноцветное, притягательное!

Но тут со сцены донеслись первые аккорды коллектива из Португалии – «Oquestrada».

У них совершенно особенная музыка, наполненная радостью и искренностью, от которой чувствуешь, будто ты находишься рядом с близкими друзьями. На сцену вылетела Миранда – вечная «девочка-мечтательница» в легком зеленом платьице, а ведь на улице холодно и смотреть на нее было страшно – в хорошем смысле этого слова. Она так задорно пела и танцевала, и кружилась в зеленом облаке своей юбки, что даже самые закостеневшие зрители заулыбались, растапливая холод первого дня лета, и запритоптывали ногами под ритм музыке. Особенно ярко отплясывала «вон та группа в старинных нарядах». Они так лихо пошли вприсядку, что даже Миранда улыбнулась им со сцены.

После часового технического перерыва, во время которого я вооружилась пледом и добыла фрисби, пришло время испанцев – горячего Tonino Carotone.

Когда он появился на сцене – маленький, с аккуратными усиками, в неизменной шляпе и с сигарой, зрители просто взвыли. Он лишь посмеялся – вот уж поистине мефистофельский смех – и запел хрипловато и необычно, почти беспрерывно перетекая, а, может, и перескакивая с одной песни на другую.

Не знаю, сколько можно слушать Carotone, его зажигательные ритмы, яркое исполнение, но пришло время великолепной Нино.

Галопом домчавшись до сцены «Веранда», я выдохнула – успела – ее как раз объявляли. Надо сказать, самый ожидаемый хэдлайнер первого дня, тем более на «Веранде» - 1 июня на ней выступали исключительно грузинские музыканты: «Modi-party», «Asea Sool», «Soulmama», «Sophie Villy» и «Эгари».

Катамадзе своим появлением – с длинным хвостом и в блестящем зеленом платье с огромным цветком посредине – вызвала не просто море – настоящий гром эмоций: свист, аплодисменты, восторженные вопли.

«Какая необычная встреча! Спасибо!» - сказала она, вызвав очередную волну восторга.

Как-то незаметно стемнело, и в небо полетели китайские воздушные фонарики, унося чьи-то желания и мечты. Говорят, что если он взлетит и не рухнет, пока ты не проводишь его взглядом за горизонт, то все, что ты задумал – сбудется. Не знаю, так ли это...но то, что смотрелся поток небесных фонариков (Катамадзе назвала их солнышками) в сочетании с музыкой Нино просто потрясающе – это точно!

Импровизация – конек Катамадзе, и в этот вечер, пардон, ночь (на часах 01.10), она импровизировала, как всегда, с горячим чувством, искренностью и страстью.

Бисировала Нино столько раз, что я просто сбилась со счету – да, честно говоря, не особо и считала, потому что во время пения Катамадзе невозможно жить ничем иным, кроме как ее музыкой.

Я не буду писать, как в темноте добиралась до палатки, заблудившись в значительно разросшемся кемпинге, как пыталась согреться у костра и какие сны мне снились этой ночью. Напишу лишь, что это блистательное завершение первого дня лета.

 

 

День второй. Сумасшедший.
Семь часов утра. Все еще спят. Тишина невероятная. Слышно как поют и стрекочут птицы из недалекого леса. Тенты палаток похлопывают на ветру. Из некоторых доносятся тихие голоса. Догорают ночные костры, у которых, ссутулившись, сидят одинокие замерзшие души – отогреваются, ибо ночь выдалась прохладной. Да и сейчас – зябко.
Умываться на холоде ледяной водой – настоящее испытание, но, как говорится, чем богаты, тем и рады. Зато я такой заряд бодрости получила, что решила сходить на зарядку Цигун, которая должна была начаться в 10.00 с Брониславом Брониславовичем Виногродским – китаеведом, писателем, переводчиком и по совместительству лучшем учителем Цигун.
Но до 10.00 еще далеко – надо срочно что-то придумать. А не пойти ли мне прогуляться? Посмотреть, что да как?
Я добрела по дощатым дорожкам, переступая через кое-где поломанные ночью дощечки (которые, надо сказать, уже чинили – оперативненько), до памятника Юрию Гагрину с раскинутыми руками. Этот памятник стал местом встреч для потерявших друг друга. Заглянула в индейский вигвам – пусто, только несколько скамеек. На сеновале сена не оказалось, я расстроилась и долго качалась на качелях-скамьях возле ресторанчика «Мудрый кочевник», наблюдая за просыпающимся лагерем. Вот пошли первые папы с детишками к умывальникам, вот группа немцев с хохочущей переводчицей, вот взъерошенные парни и девушки.
Пора и мне двигаться к «Веранде» - через десять минут зарядка. На Цигун пришло не то, чтобы много народа, но и не мало. Мы ждали-ждали, ждали-ждали, но Бронислав Брониславович не торопился. Техники продолжали настраивать звук, рабочие укрепляли сцену – от ветра сорвало рекламный баннер, который порушил все, до чего смог дотянуться. Мы ждем.
Кто-то предложил начать зарядку без Бронислава Брониславовича, кто-то с энтузиазмом поддержал. Кончилось все тем, что к приходу мастера Цигун (где-то часа через полтора), мы уже позанимались и йогой, и «газами змеи», и суставной зарядкой, и прыжками, и зарядкой обыкновенной, и, собственно, Цигун.
На сцену «Green» (ибо на «Веранде» все еще колдовал Бронислав Брониславович), я попала к началу выступления задорной фолк-группы «Оттава Ё». На сцене появились пять «настоящих русских мужичков» в майках и ушанках. В руках они держали галийскую волынку, гусли, жалейку, скрипку, дарбуку, а также гитару и разнообразные перкуссии. У «Оттавы Ё» широкий репертуар из всем известных народных песен в своеобразно-современной обработке. От них так и хочется пуститься в пляс - народ и пустился, едва только зазвучали первые аккорды «Камаринской» и «Веселой кадрили».
После «Оттавы Ё» на сцену вышли настолько эффектные девушки из «Oyme», что я решила повременить с «Верандой»...и не зря!
Ежевика (вокалистка) держала в руках странный посох, увешанный звенящими колокольчиками. Она стукнула им об пол, ветер взметнул ее длинные волосы, и на секунду мне показалось, что попала я в некую языческую страну, где заклинать духов – привычное дело. Рогатым посохом оказалась люляма – мордовский символ плодородия и по совместительству музыкальный инструмент. Репертуар группы состоит из мордовских песен на нескольких языках: эрзянском, мокшанском и шокшанском. Сердце «Oyme» (что, кстати, с мордовского, «душа») – аутентичное многоголосие.
От пения «Oyme» чувство присутствия на шаманском ритуале только усилилось. «Причитания» и заклинания вкупе с поднявшимся ветром и битием люлямы об пол произвели совершенно волшебное впечатление. Музыка очаровала, заворожила и заставила забыть о холоде и темных тучах, которые заволокли все небо.
В сознание вторглось, что на «Веранде» вот-вот должно начаться выступление Жени Любич – петербургской певицы и участницы французского проекта Nouvelle Vague, к слову сказать, самой известной в мире кавер-группы. И я, освободившись от чар «Oyme», быстренько побежала к «Веранде» под начавшимся дождем. Женя спела «Russian Girl», «Галактику», «Дождь» и другие любимые поклонниками песни. Под ее выступление начался настоящий ураган с ливнем, из-за чего даже опустили крышу сцены – чтоб не унесло ненароком. Все-таки творчество Любич...м-м-м, несколько печальное, под определенное настроение.
Чтобы взбодриться перед предстоящей конференцией, я вернулась, уже абсолютно промокшая, но счастливая, на «Green», где зажигала «Матреха» - самарская фолк-джаз группа. Она появилась сравнительно недавно, в 2009 году, но уверенно двигается вперед, покоряя все новые вершины – «Русский бал» в Будапеште и Цюрихе, выступление в рамках Российской национальной выставки в Париже, на фестивале «Русская Маслница» в Лондоне, участие в музыкальных фестивалях «Мамакабо» и «Дикая мята» (в этом году – уже второй раз)...перечислять можно долго.
«Матреха» исполняет русские народные песни в джазовой обработке. Даже те, кто только сегодня узнал «Матреху», с удовольствием подпевали, ибо песни известны всем: «Ой, цветет калина», «Ромашки спрятались»...
Без сомнения, выступление «Матрехи» было одним из самых ярких в этот дождливый день. Жаль, не удалось дослушать выступление группы до конца – позвали на конференцию.
Вместо «Katzenjammer» и «Varttina» в пресс-шатер пришли Женя Любич и «Иван Купала». Вообще в этот день все было как-то путано-перепутано: артисты выступали не в свое время, не по заявленному расписанию – идешь на одного, а попадаешь на другого, пресс-конференции смещены и не с теми музыкантами, которых ждешь. Немного раздражало. Но все мы люди и не застрахованы от ошибок, забывчивости и погоды!
Женя Любич поделилась своими мыслями о фестивале: «Дикая мята – что-то одновременно освежающее, свежий воздух, здесь очень много групп представлено, которые находятся, в общем-то, в андеграунде – это не попса, это не эстрада. Очень здорово, что фестиваль продвигается под такую музыку, дает какой-то новый вкус...Кстати, в английском, «вайлд» - это не только дикий, но и новый, классный, крутой и интересный. Мне кажется, они играли с этим словом – дикий – в плане значений».
После конференции я направила свои стопы прямиком к сцене «Green», в день Северных земель, где уже должна была начать свое выступление группа «Budzillus» - хулиганистые парни, которые играют с 2005 года.
Говорят, что немцы чопорные и педантичные, даже холодные. Хм... «Budzillus» отыграли так, что даже холоду стало жарко! Под них не хочется останавливаться. Хочется двигаться, танцевать, прыгать, чем, собственно, и занимался народ вокруг.
После «Budzillus» пришел черед «Ивана Купалы». Волшебная группа! Как пошутил Руслан Байрамов (руководитель проекта Этномир) на одной из конференций: «Сейчас от «Ивана Купалы» зависит, чтобы дождь прекратился».
Невероятно, но «Иван Купала» сделал это! Именно под их выступление закончился дождь на весь оставшийся вечер и ночь!
В технический перерыв на сцене «Green» я, уже немного ошалевшая от музыки, эмоций и впечатлений сегодняшнего дня, решила заскочить в палатку 2TBank. Небольшой павильончик порадовал теплотой и сухостью. Едва я зашла, стряхивая капли дождя с волос, ко мне подскочила девушка и предложила попробовать стать...диджеем!
Аппарат-игра Fusion Emotion создает музыку под твое настроение. После я немного попрыгала в интерактивные компьютерные игрушки – вот уж повеселилась, и отправилась слушать ту группу, ради которой поехала бы и на край света – «Katzenjammer», Норвегия.
Вот уж действительно событие! Я до сих не понимаю, почему их не поставили хэдлайнерами. Финны «Varttina» смотрелись, на мой взгляд, несколько пресновато после них.
«Katzenjammer» - совершенно сумасшедшие девчонки. Только они с такой легкостью могут обмениваться музыкальными инструментами, только они могут играть сразу на трех, умудряясь при этом еще и потрясающе петь. Они сыграли все свои хиты – «Demon Kitty Rag», «To The Sea», «Mother Superior», «A Bar In Amsterdam» и другие. Пели вместе с огромной толпой, которая бесновалась, заряжаясь теми эмоциями, которые «Katzenjammer» распространяла далеко вокруг себя. Когда они ушли со сцены, люди разорвались единым воплем: «Еще! Еще!» И они сыграли еще, и еще. Незабываемое выступление.
«Varttina» - хэдлайнеры второго дня на сцене «Green». Яркие блондинки в белых, непонятных, но симпатичных нарядах, смотрелись настоящими инопланетянками.
И, наконец, последнее выступление этого бесконечно-длинного дня – хэдлайнеры «Веранды» - «Billy's Band», музыкальная группа из Санкт-Петербурга, играющая в стилях блюз, свинг, джаз и рок. Сами музыканты называют свой стиль «романтическим алкоджазом», раньше они характеризовали себя не менее интересно – «похоронным диксилендом с бесконечным хэппи-эндом». Группа существует с 2001 года и неудивительно, что многие приехали на фестиваль именно из-за них. Билли Новик вышел на сцену, как всегда, в черном костюме и своей неизменной шляпе и огласил окрестность хриплым басом.
Честно, не помню, как добралась до палатки по растекшейся после дождя грязи. Помню только, что совсем не чувствовала ног от холода и как летела, переполненная позитивом, словно на крыльях. А, может, и в самом деле летела, кто знает?

 

 

День третий. Последний.
Утро встретило меня – и не только меня – ласково. На небе вовсю светило солнышко, хотя небо было по-прежнему затянуто мрачными тучами.
Только я отошла от палатки, закрапал дождик, как бы предупреждая: «Возьми дождевик!» Пришлось вернуться. Облачившись в прозрачно-салатовое нечто, напоминавшее то ли пакет, то ли рубашку, я отправилась на сцену «Green», помятуя о словах Андрея Клюкина, что сегодня на ней «Балканское безумие». Балканы народ веселый и попрыгать хотелось страшно, дабы разогреть изрядно подзамершую кровь.
На сцену высыпала «Bubamara Brass Band» - я бы сказала не band, а целый оркестрик – чего там только не было: и скрипка, и саксофон, и труба, и ударные, и перкуссии, и даже танцовщицы, на которых было больно смотреть – такими красивыми и беззащитными они выглядели в своих легких платьях на фоне черных туч.
«Bubamara Brass Band» исполняет в основном балканские народные и авторские мелодии. Обожатели Эмира Кустрицы, несомненно, знакомы с их песнями, ибо их часто можно услышать в его фильмах.
«Bubamara Brass Band» начали свое выступление с «Нэрине», а закончили зажигательными «Барашками» в безумно-быстром темпе.
Следующая группа «Опа!» изначально организовалась как оркестрик для танцев в клубах «Циник» и «Бум» в Питере. Но переросла вот в неплохую группу и усиленно ездят по европейским и российским фестам. От одного взгляда на Грига Спиридоновича уже становится тепло – в ярком зеленом костюме и темных очках с оранжевыми дужками. Тут я задумалась - а ведь как много артистов играют на «Дикой Мяте» в зеленом! То ли потому что сцена «Green», то ли потому что мята зеленая, то ли просто совпало.
Песни у «Опа!» сплошные «подпевалочки» - «Питер больше чем в два раза меньше чем Москва. Эээй!» После завершительных аккордов группы решила я сходить к «Веранде» - что же там происходит?
А там – «Африканда». Это довольно интересный проект, играющий африканскую этнику. В составе группы музыканты из самых разных стран: Гвинея, Сенегал, Россия, Гана, Мадагаскар, Конго и Украина. Слушая их, понимаешь, что именно с такой музыкой ассоциируется Африка – ритмичная, ударная, завораживающая, и в то же время мелодично-медетирующая.
И тут с неба вперемешку с уже привычными каплями посыпались градины. «Сегодня у нас прямо северный норд происходит, как и запланировано, пока снега нет, но говорят, что, может, и будет» - сказал Андрей Клюкин на конференции. Накликал, что называется, вместе с «Африкандой».
Вернувшись на «Green» я послушала, а заодно и немного погрелась, отплясывая под «Exilados» - оркестр балканской и цыганской музыки.
Попав под град второй раз, решила я, что пора бы и домой, ибо третьего извержения с неба чего-то подобного уже просто не переживу. Уходя с тюками за спиной под музыку «Zdob Si Zdub», я очень жалела, что не попадаю на Gorana Bregovicha – хэдлайнера третьего дня. Но невозможно получить все сразу и много, как бы того ни хотелось. Однако, я счастлива. Несмотря на холод, дождь и град – отличное начало лета, подарившее заряд бодрости на много дней вперед.
За сим прощаюсь с вам, и начинаю подготовку к следующему фестивалю!

 

 

Александра Горелая
nasha-molodezh.ru

 

0

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить