У уроженца Лабинска Сергея Бакулина, отставного контрактника, были свои жизненные неурядицы, преодолеть которые помогли священники Адыгейской и Майкопской епархии иеромонах Даниил (Чадаев) и иерей Роман Малинка. Потом родилась общая идея — создать православный центр для помощи людям, страдающим алкоголизмом, наркоманией, опустившимся на дно жизни. Сказано — сделано. Центр заработал в Майкопе в августе 2011 года. Сначала —
— Обычно людей, столкнувшихся с алкоголизмом или наркоманией, к нам приводят близкие, — рассказывает руководитель центра Сергей Бакулин. — Главное наше требование — предварительно пройти официальный курс лечения. Если человек остается, первые две недели мы стараемся не оставлять его без присмотра. Подопечный приходит в себя. Обдумывает произошедшее. Помогают в этом товарищи по несчастью, которые уже прошли самый сложный этап. В основе процесса реабилитации — труд и духовное воспитание. Правила жизни в центре построены на принципах христианской морали, у нас нельзя пить, курить. Полное табу на ненормативную лексику.
Люди проходят трудотерапию. Бывают умельцы с золотыми руками. У нас люди вспоминают, что умеют работать. Благоустраиваем территорию центра. Ищем работу на стороне. Очень помогает с трудоустройством наших подопечных ЗАО «Картонтара».
Всех обеспечить рабочими местами сложно, но у нас большие планы. Например, думаем организовать подсобное хозяйство — на природе, поближе к воде.
— Сколько шансов, что человек вернется к нормальной жизни?
— С каждым вновь прибывшим проводим собеседование. Главное — узнать готов ли человек оставить прежнюю жизнь. Контингент разный. Но у нас идет «естественный отбор» — лишние отсеиваются. Остается только здоровая среда — те, кто желает начать новую жизнь. Были среди наших подопечных уже и свадьбы. Одно скажу — шанс на спасение есть у каждого. Нужно только захотеть.
В нашем центре были ребята из Адыгеи, края. Приезжали из Центральной России, Москвы, Питера, Волгограда. Города разные, а главная проблема одна — недостаток воспитания в семье. Если в детстве не дали ума, наверстать потом ой как сложно! Бывает так, что родители, опустив руки, пытаются просто спихнуть нам своего ребенка. А он и сам не хочет меняться, и других с толку сбивает. С такими, к сожалению, приходится прощаться.
Кого-то жизнь ломает уже в зрелом возрасте. У многих нет силы воли, зато всегда найдутся друзья-товарищи, которые «помогут» сорваться. Это касается и водки, и наркотиков.
Весьма проблемный контингент — бездомные. Подчас таких людей мы можем только покормить, обуть, переодеть и отправить обратно. Работа с ними очень тяжела. Надо селить отдельно, отдельно с ними работать. Когда откроем подсобное хозяйство, то, думаю, сможем вплотную заниматься и этими людьми.
— Правда ли, что нахождение в центре бесплатное? Каким образом финансируется ваша деятельность?
— Проживание и питание в центре бесплатные. С некоторых наших подопечных и взять-то нечего. Хотя есть возможность, они и их родители вносят свои пожертвования. Плата идет на обеспечение деятельности центра — аренду помещения, оплату коммунальных услуг. Сугубо коммерческого смысла в нашей работе нет.
Благотворительную помощь и посильное содействие оказывают ЗАО «Картонтара», майкопский хлебокомбинат, ООО «Газпром межрегионгаз Майкоп» и другие организации и частные предприниматели нашего региона.
Помогают общественный совет Майкопа и его председатель Владимир Шустов, руководитель отдела по делам молодежи городской администрации Ирина Сергеева. Где-то нам открывают двери, оказывают информационную поддержку. Этого подчас достаточно.
Отдельное спасибо участковому полиции Андрею Мельшину. Понимание со стороны правоохранительных органов для нас очень важно. Люди у нас бывают разные: кто-то из наших подопечных не имеет документов, кому-то надо заменить паспорт, оформить регистрацию...
У нас заключено и реально работает соглашение о сотрудничестве с Майкопской и Адыгейской епархией. С первых дней нас опекают иеромонах Даниил и иерей Роман Малинка. Подопечные посещают церковь, некоторые крестятся. Но в принципе это не обязательно. Насильно в православие никто никого не обращает. К слову, у нас бывают люди разного вероисповедания.
В мае совершили паломничество в Свято-Михайловскую пустынь.