— Мне очень нравилось заниматься танцами, — рассказывает Юля. — Даже тогда, когда приходилось долго тренироваться, делать растяжки, а это достаточно больно и сложно, я с удовольствием ходила на репетиции.
Раз шажок, два шажок
Первые занятия были именно по бальным танцам, а уже когда начала заниматься в школе, в клубе (в то время в клубах еще существовали различные секции), стала учить самые разные танцы: и эстрадные, и восточные, и, конечно же, классические.
— В детстве особенно хочется, чтоб твои старания не пропали даром, чтоб взрослые их заметили и оценили. Поэтому мы придумали давать концерты. Это теперь я знаю, что многие дети так делают, а тогда это было ново и необычно, — рассказывает Юлия Мельникова. — Мы все, ребята одного возраста, собирались и репетировали: танцы, разные постановки. А потом звали родителей и соседей, чтоб они посмотрели наш «концерт». Это все сейчас кажется таким милым — наши первые выступления на сцене. Мы подбирали костюмы, приносили технику, завешивали покрывалами, чтобы получился занавес, волновались перед выходом...
Разве не из таких выступлений рождается стремление попасть на настоящую сцену? Такое желание поселяется внутри человека и может дремать в нем бесконечно долго, пока не найдет выхода. После занятий в начальной школе для Юли наступил перерыв — долгое время танцами она не занималась. По крайней мере постоянно. Бывали такие случаи, когда кружки в школе создавались, какое-то время существовали и распадались. Чаще всего из-за того, что уходили хореографы. А постановка танца, выбор и создание костюмов, да и выбор танцевального направления зависят от вкуса хореографа, от того, в каком образе он видит своих танцовщиц. Да и учеба в среднем звене отнимает немало сил.
После долгого перерыва
Уже учась в 10 классе, девушка вернулась к постоянным тренировкам. Один из ее друзей, сам имевший за плечами опыт занятий бально-спортивными танцами, узнал о стремлении Юлии возобновить занятия на паркете. И пригласил ее в СОШ №16, что за рекой Белой, на занятия в кружке, в котором танцевали их знакомые. Там она вспомнила все, чему ее научили в детстве! Кружась в паре со своим другом, Юля поняла, что танцы очень важны для нее, что это не просто увлечение, а мечта — отпустить свое тело кружить в такт музыке.
В 11 классе занятия прекратились — все-таки выпускной не за горами, нужно получать аттестат и шагать в большую взрослую жизнь, в которой обязательно будет место танцам. И действительно, в университете она встретила знакомую, с которой занималась в СОШ №16, и, узнав, что при АГУ есть танцевальная группа «Антре», они решили пойти на занятия.
Там хореограф создавала разнообразную программу: и восточные, и цыганские, самые разные танцы любых направлений.
— Моя болезнь — это бально-спортивные танцы, но, к сожалению, профессионально этим заниматься не получилось, — делится Юля. — Очень хотелось участвовать в различных соревнованиях. Но для этого нужна долгая многолетняя подготовка, которой у меня нет. Это своего рода спорт. Конечно, им можно начать заниматься и в 20 лет, но это будет очень тяжело. Хотя у меня есть знакомая, которая, уже учась на 2 курсе университета, стала ходить на тренировки и к окончанию вуза достигла немалых успехов. Но здесь важно попасть в нужное русло.
К сожалению, в нашем городе профессиональная танцевальная подготовка для взрослых не развита. Если детские коллективы известны далеко за пределами республики, выезжают на различные международные соревнования, то взрослые ограничиваются в основном фитнес-клубами с комплексами танцевальной направленности. Существует еще некоторое количество школ восточного и других танцев, но все они находятся еще не на том уровне, чтобы можно было говорить о действительно профессиональной подготовке.
Трио
В ансамбль при АГУ приходят студенты с разным уровнем подготовки, но всегда с неизменным желанием — танцевать. Они танцуют самые разные танцы — от классических до восточных и цыганских.
Атмосфера творчества всегда сближала людей. У многих появились не просто партнеры по танцу, а настоящие друзья, с которыми видятся не только на репетициях, но и в личное время. Так же сложилось трио из студенток Юлии Мельниковой, Альбины Шеожевой и Елены Кочетовой. Через 2,5 года совместных занятий в «Антре» они решили попробовать самостоятельно репетировать и выступать и прошлым летом создали свой ансамбль «Viva dance» («Да здравствуют танцы!»). Похожие, как три сестры, они очень гармонично смотрятся в своем выступлении.
Каждая из них прошла свой путь в танце. Например, Лена Кочетова в своем родном Курганинске окончила музыкальную школу — хореографическое отделение. Плюс, конечно же, школьные кружки и секции. «Карьера», в общем-то похожая на Юлину.
Альбина же с самого детства занималась национальными танцами и лишь последние несколько лет, во время учебы в университете, стала заниматься эстрадными. Начинала она в ансамбле «Зори Майкопа», а там дают серьезную подготовку, хорошую базу. Они постоянно участвуют в различных конкурсах, в том числе и международных. Из этого ансамбля она сразу же перешла в коллектив Айдамира Наниза «Гуфит», который выступает на концертах.
Самостоятельная жизнь
Первое же выступление нового ансамбля репетировалось для концерта Мурата Тхагалегова в Черкесске. В течение всего концерта девушки находились на сцене — поработали тогда серьезно. Совсем неплохой дебют. При подготовке девушки используют только свою фантазию. Им заранее дают музыку, и они составляют из известных им элементов танец за танцем, разрабатывают костюмы.
Далеко не все эстрадные исполнители, с которыми работают «Viva dance», хотят видеть конечный результат. Чаще всего просто отдают музыку и не задумываются, что будет происходить на сцене в день концерта. А вот Анжелика Начесова, наоборот, очень трепетно относится к своим выступлениям и даже продумывает детали на костюмах, чтобы девушки сочетались с ней на сцене. Может внести коррективы в построение танца — подать идею.
— Часто при подтанцовке используются театрализованные моменты, когда мы можем во время какого-то припева танцевать, а во время исполнения куплета что-то изображать, — рассказывает Юля. — Например, у Анжелики есть песня про цыган, в течение припева мы гадаем на сцене, а певица может подсказать, в какой части сцены лучше находиться, чтобы картинка из зала выглядела максимально красиво.
А другие исполнители, бывает, наоборот, выступая, подстраиваются под танцевальный коллектив.
Количество концертов у девушек немаленькое, но вот сказать, как часто они танцуют, сложно: бывает, что в месяц 3-4 выступления, а потом вдруг может наступить затишье — конкуренцию никто не отменял.
За время своей работы ансамбль побывал во многих городах Кавказа. Чаще всего концерты проходят в Черкесске, а также во Владикавказе, Нальчике, Кисловодске... Но не всегда девушки соглашаются выступать.
— Нас приглашали в Дагестан, но мы так и не решились туда поехать, — говорит танцовщица.
Что осталось из детства?
К тому же так далеко ехать — значит подвергать дополнительным волнениям своих родителей. Поэтому, чтобы лишний раз не волновать маму, Юля старается далеко не ездить. Пусть она просто радуется успехам дочери.
К сожалению, бально-спортивные танцы остались в прошлом, возможно, как отдельные элементы. Чаще всего Юля танцует эстрадные танцы. Национальные танцы исполняет нечасто — на концертах, как правило, есть специальные коллективы, которые их исполняют.
А вот при построении современного эстрадного танца девушка использует много элементов именно восточного танца, даже построение движений выдает ее тягу к страстному Востоку. Это получается само собой, но вносит необычность в эстрадный танец.
Репетиции проходят регулярно и не зависят от количества выступлений. Единственное, что меняется, — их время: от полуторачасовой в обычном режиме до тренировок (а иначе и не скажешь) в полдня или больше накануне концерта. Но при этом усталость почти не чувствуется. Вот уж действительно: если хочешь всю жизнь не работать, просто занимайся любимым делом.
— Мне нравится сам процесс танца, даже танцуя дома перед зеркалом, получаешь удовольствие не меньшее, чем от выступления перед огромным концертным залом, ведь так важно получать хорошие эмоции, — улыбается Юлия.
Магия танца
Жесты и движения — одни из самых древних способов общения. Это язык, понятный абсолютно любому человеку в мире. Попадая в незнакомую страну, не зная языка, стараемся жестами объяснить то, что нам нужно. С помощью движений тела можно рассказать многое, но лучше всего получается, конечно, передать не столько информацию, сколько эмоции. Особенно, если сопроводить их музыкой. Не могу утверждать наверняка, но, возможно, так и родился когда-то танец, доступный для понимания всем, невзирая на возраст и культуру. Ведь для понимания танца не нужны переводчики.
Не бывает танца без эмоций. Даже самый спокойный захватывает и танцора, и зрителя. Однажды прикоснувшись к миру этого искусства, с ним уже невозможно расстаться: внутренняя энергия человека рвется наружу, тянет включить музыку и выплеснуть эмоции в движении. Неважно, насколько профессиональными они будут, главное — ощущения, которые при этом человек испытывает.
В нашем городе немало танцевальных студий, школ, обучающих танцам с детства, и кружков при практически любых школах или детских садах. И это только обучение. А сколько дискотек и ночных клубов, где любой желающий может выйти на танцпол...