Сейчас сложно представить пассажирские самолеты без обаятельных и предупредительных стюардов и стюардесс. Но так было не всегда. Впервые включать бортпроводников в экипаж пассажирских самолетов стали в 1928 году в Германии, а в 1930 году в США в качестве рекламного хода к работе стюардами были привлечены молодые красивые девушки. Первой стюардессой стала медсестра Эллен Черч из Сан-Франциско.
Сегодня самолеты летают по всему миру, на борту каждого из них со всей ответственностью несет службу бригада бортпроводников. Интересно, где обучают «воздушному» сервису и чем живут представители этой профессии? Экскурсию по «кухне» бортпроводников провел Виталий Крипак, бортпроводник междугородных и международных авиалиний одной из российских авиакомпаний.
— Виталий, что входит в обязанности бортпроводников?
— Многие воспринимают нас как «официантов полета», но на самом деле обслуживание пассажиров и создание комфортных условий — лишь малая часть того, что мы должны делать на борту самолета. В первую очередь бортпроводники обязаны обеспечивать безопасность пассажиров во время полетов. Мы проводим инструктаж по правилам безопасности, следим за порядком на борту, при ЧС наша задача — приложить все усилия для успокоения и спасения пассажиров. Также в наши обязанности входит оказание первой медицинской помощи.
На борту часто возникают конфликтные ситуации. Поводы разнообразны: от недолитого на сантиметр сока до сломанного кресла. Мы обязаны все конфликты решать мирным путем. Бортпроводник, по сути, в какой-то мере и психолог, и врач, и спасатель.
— Какие качества необходимы для того, чтобы быть бортпроводником, и кому подходит эта профессия?
— Авиакомпании набирают молодых людей от 18 до 27 лет, но очень важно, чтоб человек был морально зрелым. Бортпроводником может стать только очень ответственный человек, с крепким физическим и психическим здоровьем. Такая работа прекрасно подходит для романтиков и экстремалов, так как каждый полет сопряжен с риском для жизни.
— А что делать тому, кто решил стать бортпроводником?
— Для начала нужно пройти кастинг в авиакомпании. Первичные требования — привлекательная внешность, доброжелательность, умение общаться с людьми, знание иностранного языка.
Затем в течение трех месяцев будущие бортпроводники проходят обучение, которое включает в себя теоретическую и практическую части, осваивают основы первой медицинской помощи, правила перевозки багажа, изучают все документы, касающиеся гражданской авиации, и технологию обслуживания пассажиров.
Важнейшая часть обучения — аварийно-спасательная подготовка. В теоретической части изучаются правила поведения при конкретной аварийной ситуации, а также конструкция самолетов. Это необходимо для того, чтобы распознать ЧС и далее принять необходимые меры. На тренировочной практике мы проводим эвакуацию пассажиров по надувным трапам, тушим пожары, отрабатываем действия в ЧС при приземлении на сушу и воду. Только после этого обучающиеся получают свидетельство бортпроводника.
— С какими сложностями приходится сталкиваться во время полетов?
— Постоянные перелеты негативно сказываются на здоровье. Смена часовых поясов, акклиматизация... Кроме того, ради такой работы приходится жертвовать общением с родными, близкими, друзьями. Большая проблема существует с пьяными и курящими пассажирами. Они практически не поддаются уговорам. Неадекватные пассажиры недооценивают опасность своего поведения, это может привести к плачевным последствиям: от ссор и драк до пожара.
Бортпроводникам нужно быть очень коммуникабельными, потому что каждый день у них на работе новые люди, новые города и страны, каждый раз меняется бригада. Но настоящие отважные стюарды и стюардессы никогда не падают духом. Они умеют моментально вливаться в коллектив и работать при любых обстоятельствах.