Менее двух недель остается до того момента, когда начнется новый учебный год. Малыши пойдут первый раз в первый класс, старшеклассники вновь засядут за любимые, и не очень, учебники, а кто-то отметит последний в школьной жизни День знаний. И какого возраста ни был бы ученик, подготовка к учебному году — очень важное дело. Но готовиться надо не только материально, покупая тетради, учебники, канцтовары, форму, но и морально - чтобы прийти в класс «во всеоружии». Не только школьникам, но и их родителям. Чтобы подсказать взрослым, как преодолевать «школьные» трудности со своим ребенком, в редакции газеты «Майкопские новости» в минувшую среду состоялась «прямая линия» с директором МБОУ для детей, нуждающихся в психолого-педагогической, медико-социальной помощи «Центр диагностики и консультирования», педагогом-психологом Ю.А. Миллер.
Вера Владимировна, мама двоих детей:
- Двое моих детей переходят в восьмой класс, при этом школу мы меняем на более престижную. К чему я, как мама, должна быть готова, какие трудности нам с детьми предстоит преодолеть?
- Переход в другую школу и новый коллектив, конечно, предполагает возникновение неких задач, которые предстоит решать. И этого не избежать. Начнется адаптация среди учителей — придется привыкать к новым требованиям. Поскольку дети находятся в так называемом переходном возрасте, то в классе начнется борьба за лидерство. Вам надо быть в курсе всего происходящего, но так, чтобы это было ненавязчиво, ведь подростки — народ независимый, и мамин контроль им по душе не придется. Рекомендую после первого знакомства с коллективом подробно расспросить собственных детей о том, с кем они общались, какие у ребят интересы и увлечения, с кем было наиболее интересно. Когда дети начнут сближаться со сверстниками, полезно будет предложить им пригласить кого-то из них в гости, совершить совместный выезд на природу и тому подобное.
Вам, как маме, необходимо познакомиться с учителями, выяснить, какие необходимы учебники, дополнительные пособия, чтобы ребенка не застали врасплох такие моменты. Но, опять же, ваше общение с преподавателями должно происходить не явно для детей: как варианты — на переменах, по телефону. Будьте готовы к тому, что период адаптации к новому коллективу займет у ваших ребят от нескольких месяцев до года, так что проявите понимание. Это не означает, что можно закрыть глаза на плохую успеваемость, но и не переусердствуйте. В такой период надо не столько контролировать, сколько мотивировать детей к обучению. Ни в коем случае нельзя сравнивать их успехи с успехами одноклассников: лучше провести параллель с его прежними достижениями. Учтите, что признаком процесса адаптации может быть и проявление какого-либо заболевания.
В любом образовательном учреждении есть педагог-психолог. Он также может прийти на помощь. Если это вновь набранный класс, то там должны проводиться занятия для более успешной адаптации учеников. Думаю, что ваша встреча с педагогом-психолгом принесет только пользу и вам, и вашим детям.
Валентина Владимировна, бабушка:
- Моему внуку семь лет. В этом году идет в школу. Он ходил на подготовительные занятия и очень радовался тому, что становится школьником. Но чем ближе начало учебного года, тем более у него проявляется нежелание учиться. Особенно это заметно, когда он садится читать. Прочтет два-три слова, и говорит: «Не хочу!» Мы уже ходили с ним вместе в библиотеку, выбирали те книги, которые ему нравятся. Читает он обычно вслух, чтобы мы слушали. Но интереса особого пока нет. С одной стороны, мы ему объясняем, что не это главное, но с другой — с таким настроем в школе будет сложно. Как нам с этим справиться?
- Могу вам сказать, что то, что вы делаете — правильно: ходите вместе в библиотеку, выбираете книги, опираетесь на интересы ребенка. Это один из рычагов мотивации его к чтению. Сегодня это глобальная проблема для всей нашей страны: дети не хотят читать. В вашем случае важно находиться рядом с ребенком: отложить все, сесть рядом и внимательно слушать и наблюдать. Этим вы дадите понять внуку, что проявляете к нему не поверхностный интерес. Еще один способ — читать с малышом по очереди: абзац — он, абзац — вы.
В этом возрасте у детей очень развита познавательная активность, поэтому может возыметь желательный эффект такой способ: вы читаете книгу вслух, но только до самого интересного места. А далее малышу самому захочется прочесть и узнать, что же произойдет дальше. А вообще ежедневное чтение по 10-15 минут вырабатывает привычку. Конечно же, и собственный пример родителей служит хорошим стимулом. Когда ребенок видит, что взрослые с интересом читают, он и сам возьмется за книгу. Кстати, хорошо развивает технику чтения пение в караоке. Когда ребенок любит петь в микрофон, он пытается правильно и быстро прочесть, чтобы попасть в музыку.
И еще могу вас немного успокоить: многие дети, придя в класс, стремятся быть успешными. Когда учитель проверяет технику чтения и скорость, школьник сам стремится быть лучше всех. Так что, возможно, ваш внук еще откроет в себе тягу к чтению.
- Еще один вопрос: многим не известно, где находится ваш Центр и чем конкретно занимаются сотрудники. Подскажите, пожалуйста, куда обратиться?
- Центр диагностики и консультирования для детей, которые нуждаются в психолого-педагогической и медико-социальной помощи, находится на улице Пушкина, 155, телефон: 54-56-58. У нас работают педагоги-психологи, учитель-дефектолог, социальные педагоги. Когда ребенку, родителям требуется помощь или совместная терапия, обращайтесь, записывайтесь. Мы всегда рады вам помочь!
Марина Павловна Осокова, домохозяйка:
- Мой старший сын практически по всем предметам успевает хорошо, он любознательный и внимательный. Но как только дело доходит до ответа у доски, сразу же входит в «ступор». Он не может ответить на простой вопрос учителя, поэтому создается впечатление, что урок не выучен. Возможно ли каким-то образом справиться с этой проблемой?
- В первую очередь, необходимо выяснить, с чем это связано. Если ребенок тревожный, мнительный, если у него занижена самоценка — надо работать в этом направлении. Если все в норме, особых страхов нет, то, может быть, ребенок действительно не знает материал. Обязательно надо выяснить причину, почему он боится публичных выступлений. Может быть, не сформирована речь: он не так говорит, как другие дети. Вообще в такой ситуации надо обязательно родителям работать вместе с преподавателем. 30-40 процентов детей в классе, которые действительно не могут говорить «на публику», не являются лидерами в силу своего темперамента. Им лучше работать сидя. И опытный педагог всегда определит, когда ребенок может работать у доски, а когда лучше давать ему письменные задания на карточках, чтобы он заработал себе оценку. Можно попросить учителя позволить ученику выходить к доске с личной вещью — тетрадью, учебником. Это придает ему уверенности.
Можно привить навык публичных выступлений. Допустим, дома попросить своего ребенка выйти и перед всей семьей что-нибудь рассказать. И чем больше таких выступлений, тем увереннее будет чувствовать себя юный оратор.
Ирина Чуканова:
- Мой сын всегда с неохотой идет в школу. В этом году он перешел в четвертый класс. История повторяется. Что нам делать?
- Отсутствием школьной мотивации сейчас страдают большинство школьников. Но очень редко это встречается в начальных классах. Во-первых, надо выяснить причину, почему ребенок не хочет ходить в школу. Если есть сложности в обучении, надо восстанавливать пробелы, прививать привычку учиться, но не в назидательной форме, а такими приемами, как «давай вместе», «давай по очереди», «я тебе помогу» и так далее. Когда ребенок чувствует поддержку родителей, он становится увереннее. Если есть сложности в освоении материала, надо поработать с наверстыванием. А когда подтянется успеваемость, то и «крылья появятся»!
Галина Павловна Короткевич:
- Вопрос не школьный, но для нас очень важный. Сложилось так, что мы с мужем разошлись. Со мной осталась жить дочь. Сейчас ей 13 лет. До недавнего времени мы с ней жили душа в душу. У отца уже появилась новая семья, и дочка частенько ходит к ним в гости. Она уважает и любит нас, но недавно, около полугода назад, у меня появился спутник жизни. Дочь категорически отказывается его принимать. Они никак не могут найти общий язык. Что нам делать?
- Прежде всего, хочу посоветовать вам набраться терпения. Полгода — это еще очень мало. Процесс привыкания к новому члену семьи очень длительный. У девочки сейчас переходный, самый сложный, возраст. До недавнего времени вы были для нее подружкой и всегда находились рядом. А тут вдруг появился какой-то «дядя». Естественно, она чувствует себя обделенной. Вам и вашему другу надо больше уделять внимания девочке - проводить больше времени вместе. Есть еще один вариант. Насколько я поняла, отец вашей дочки пользуется у нее авторитетом. Попросите его помочь вам. Пусть он поговорит с ней, объяснит, что мамино счастье не менее важно.
Вернусь к школьным вопросам и дам несколько рекомендаций всем без исключения родителям. Во-первых, советую очень позитивно настроиться на весь учебный год: это очередной успешный год в нашей жизни, у ребенка и у родителя все получится. Напомню, что мы учимся вместе со своими детьми, будь то первоклассник или старшеклассник. И настроить на позитив и себя, и ребенка, чтобы он пошел в школу с желанием, действительно важно.
Подготовка к учебному году должна, безусловно, начинаться ни в коем случае не 31 августа. Большинство родителей готовятся заранее, и желательно делать это вместе с детьми. Если это начальные классы, то для ребенка очень важно, чтобы учитывали его мнение в выборе школьных принадлежностей. Подросток, если он захочет, тоже может поучаствовать в этом процессе.
Второй компонент, который необходимо подготовить заранее — это режим дня. Если 31 августа мы уложим своего ребенка спать в 21 час, а до этого он ложился в 23, он не уснет. Поэтому хотя бы до конца августа надо укладывать свое чадо пораньше. Линейки 1 сентября начнутся в 8 утра, и не каждому ребенку, да и родителям, будет легко встать вовремя.
Многие родители в последние две недели пытаются заставить своих детей сесть за учебники и повторять пройденный материал. В этом вопросе однозначных рекомендаций дать нельзя — все сугубо индивидуально. Если ребенок учился хорошо, прилежно, то не стоит его мучить. Если школьник учился не совсем хорошо, то это надо было делать в течение всего лета, примерно раз в неделю. Это было бы эффективно. В последние две недели, перед началом занятий, это будет изматывающая процедура, которая не возымеет эффекта. Есть дети, которые соскучились за школой и сами проявляют желание окунуться в школьную атмосферу. Дайте им эту возможность!
И последнее: как правило, перед новым учебным годом больше всего начинают паниковать родители. Волнение, конечно же, передается ребенку. Поэтому, чтобы не нервничать, в первую очередь, надо успокоиться самим. Тогда дети уверенно перешагнут порог школы.
М. Куренина
Газета "Майкопские новости"