Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) основного общего образования — это понятие, которое только недавно стали понимать родители нынешних школьников. А некоторые только узнают, что это такое. Педагоги Майкопа уже «с головой» окунулись в работу над разработкой и внедрением новшеств, пришедших вместе с ФГОС.
«Я — гражданин России». Такое название носит программа внеурочной деятельности в рамках внедрения Федерального государственного образовательного стандарта. В МБОУ «Лицей №8» эту программу разрабатывает и воплощает в жизнь учитель истории и обществознания Э.В. Осерская. Она рассказала нам о сути, влиянии и собственном видении этого внеурочного курса.
- В нашем лицее эта программа начала свое действие в прошлом учебном году. Особенность ее в том, что ФГОС устанавливают требования к результатам освоения обучающимися основной образовательной программы, то есть, не дают нам жестких рамок, а позволяют самим разработать, а затем усовершенствовать эту внеурочную деятельность, но при этом придерживаясь основных рекомендаций ФГОС.
Я всецело согласна с тем, что программу «Я — гражданин России» надо начинать с начальной школы. Учащиеся в этом возрасте требуют особого педагогического внимания. С первых дней пребывания в школе формируется их отношение к школе, образованию в целом, педагогам и сверстникам, вырабатываются основы их социального, гражданского поведения, характер их трудовой, общественной, творческой деятельности.
В программу «Я — гражданин России» входят несколько направлений, имеющих свои воспитательные задачи. Например, направление «Я и Я» формирует правосознание учащихся, воспитывает сознательную дисциплину и культуру поведения, ответственность и исполнительность, развивает потребность к самообразованию, воспитанию своих морально-волевых качеств. «Я и семья» формирует уважение к членам семьи, развивает понимание сущности основных социальных ролей: дочери, сына, мужа, жены. «Я и школа» способствует осознанию принадлежности к школьному коллективу, стремлению сочетать личные и общественные интересы, к созданию атмосферы подлинного товарищества и дружбы в коллективе, воспитывает сознательное отношение к учебе, прививает дисциплину и культуру поведения и так далее.
Развивать гражданскую активность учащихся, воспитывать в них позитивное отношение к народному достоянию, верность традициям своего народа, готовность к защите свободы и независимости Отчизны, воспитать правовую грамотность, чувство ответственности и гордости за свою страну призвано направление «Я и моя страна». «Я и планета» сформирует у учащихся осознанное понимание своей миссии на планете и того, как ее сохранить, обогатить знания и опыт общения с природой, обрести навыки экологической культуры. Умение видеть прекрасное в окружающей жизни и умение его создавать сформирует у детей направление «Я и культура». В разделе работы под названием «Будь здоров» стоит задача укрепления здоровья, повышения уровня физического развития, формирования физических и морально-волевых качеств.
Все занятия с детьми выстроены в интересной для них форме: конкурсы, праздники, игры, торжественные линейки, творческие задания.
Как педагог, могу отметить, что эта программа уже с начальной школы пробуждает в ребенке интерес к таким предметам, как обществознание и обществоведение. А самое главное — она поможет нам воспитать настоящих патриотов, привить им понятие толерантности.
М. Куренина
Газета "Майкопские новости"