Навигация: Главная События После первого звонка

После первого звонка

(0 голоса, среднее 0 из 5)
школаНе так давно отзвучала трель колокольчика, означающая начало первого в жизни урока для тысяч первоклассников. Вчерашние малыши теперь гордо именуются школьниками и с рюкзаком за плечами каждое утро идут новой для себя дорогой — дорогой знаний.

Но легка ли эта дорога? Взрослеть, постигать новое всегда непросто, а для 6-7-летнего ребенка эта задача усложняется многократно — нет у него большого жизненного опыта, умения перешагивать через трудности и идти вперед. Слишком еще тесна связь с мамой, для которой он самый лучший и любимый. А с началом школьной жизни ребенку нужно научиться новым для него деловым, но в то же время доверительным отношениям с учителем.

В жизни первоклассника меняется почти все. И проявиться это может по-разному. Сложность учебной деятельности и новые впечатления часто вызывают тормозную реакцию у подвижных и возбудимых ребят и, наоборот, делают возбудимыми спокойных и уравновешенных. Так что же все-таки происходит с детьми, что заставляет их сильно меняться? Об этом мы спросили детского психолога НП центр «Радуга» М.С.Сканчибасову.

Меняется содержание жизни детей, — говорит Марият Сагидовна. — В детском саду весь день был заполнен увлекательной и интересной деятельностью. Хотя и проводились учебные занятия, но даже в старшей группе они занимали только очень небольшую часть времени. Дошкольники много рисовали, лепили, играли, гуляли, свободно выбирали себе игру и товарищей, которые им больше нравились. Содержание же школьной жизни, особенно в первом полугодии, очень однообразно — ученики должны ежедневно готовиться к урокам, выполнять школьные правила, следить за школьными принадлежностями.

Кроме того, как пояснила психолог, очень резко изменяется и положение самого ребенка. Если в детском саду в подготовительной группе дети были старшими, выполняли много обязанностей, часто помогали взрослым, чувствовали себя большими, то, попав в школу, они оказались самыми маленькими, им трудно приспособиться к новым условиям.

В период адаптации у детей проявляется неустойчивость внимания. Вместо того, чтобы мыслить самостоятельно, они быстро поддаются внушению, не проявляют собственной активности. Общая скованность наблюдается и в общении с коллективом сверстников. Психологи объясняют это тем, что в новой обстановке дети не могут применить имеющиеся знания и опыт общения, накопленный до школы. Поэтому на уроках и переменах ребята тянутся к учителю или предпочитают сидеть за партами, не проявляя инициативы в играх и общении.

Конечно, все эти особенности проявляются у разных детей по-разному. Все зависит от индивидуальных качеств ребенка. Но так или иначе все проходят через кризис 7 лет — рождение социальной личности. И главная задача родителей — помочь и поддержать ребенка, максимально облегчить подъем на новую ступень развития. Для этого достаточно соблюдать несколько несложных правил.

1. Никогда не отправляйте ребенка одновременно в первый класс и какую-то секцию или кружок. Само начало школьной жизни считается стрессом для 6-7-летних детей. Если малыш не будет иметь возможности гулять, отдыхать, делать уроки без спешки, у него могут возникнуть проблемы со здоровьем, может начаться невроз. Поэтому, если занятия музыкой и спортом кажутся вам необходимой частью воспитания вашего ребенка, начните водить его туда за год до начала учебы или со второго класса.

2. Помните, что ребенок может концентрировать внимание не более 10—15 минут. Поэтому, когда вы будете делать с ним уроки, через каждые 10—15 минут необходимо прерываться и обязательно давать малышу физическую разрядку. Можете просто попросить его попрыгать на месте 10 раз, побегать или потанцевать под музыку несколько минут. Начинать выполнение домашних заданий лучше с письма. Можно чередовать письменные задания с устными. Общая длительность занятий не должна превышать одного часа.

3. Работа с компьютером, просмотр телевизора и любые занятия, требующие большой зрительной нагрузки, должны продолжаться не более часа в день — так считают врачи-офтальмологи и невропатологи во всех странах мира.

4. Больше всего на свете в течение первого года учебы ваш малыш нуждается в поддержке. Он не только формирует свои отношения с одноклассниками и учителями, но и впервые понимает, что с ним самим кто-то хочет дружить, а кто-то — нет. Именно в это время у малыша складывается свой собственный взгляд на себя. И если вы хотите, чтобы из него вырос спокойный и уверенный в себе человек, обязательно хвалите его. Поддерживайте, не ругайте за двойки и грязь в тетради. Все это мелочи по сравнению с тем, что от бесконечных упреков и наказаний ваш ребенок потеряет веру в себя.

Общаясь с ребенком, важно показать, что вы любите его таким, какой он есть, а не его достижения, никогда нельзя говорить, что он хуже других, — советует М.С.Сканчибасова. — Старайтесь каждый день находить время, чтобы побыть наедине со своим ребенком, учите его свободно и непринужденно общаться не только со сверстниками, но и со взрослыми. Никогда не стесняйтесь сказать, что гордитесь своим малышом, но при этом будьте честны в оценке чувств к ребенку, всегда говорите правду, даже если это вам невыгодно, и оценивайте только поступки, а не самого ребенка. Помните: ребенок относится к себе так, как относятся к нему взрослые.

Конечно, даже соблюдая все советы и правила, родители сталкиваются с разного рода трудностями. Их не может не быть: ребенок взрослеет, меняется, ему очень трудно постигать жизнь такой, какая она есть, а не такой, какая бывает в сказках. Поэтому родители должны чаще ставить себя на место ребенка, чтобы видеть мир его глазами и знать, как себя с малышом вести. Ведь вместе, держась за руку, можно пройти через любые трудности.

 

Екатерина БИЦУРА.
Фото Аркадия КИРНОСА.
Газета "Советская Адыгея"

 

0

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить