Среди мужчин учителей традиционно немного, еще меньше среди них молодых парней, решивших посвятить себя обучению и воспитанию подрастающего поколения за в общем-то небольшую зарплату. Вот и Александр Калуцков, по его собственному признанию, о стезе педагога и не помышлял, хотя уж кому-кому, а ему сама судьба велела быть учителем.
Мама — учитель биологии и химии, позже воспитатель детского сада, бабушки и дедушки по отцовской и материнской линии — бывшие педагоги, даже прабабушка до войны работала учителем начальных классов. И тем не менее парень ни за что не хотел быть учителем. Ведь обычно об этой профессии мечтают дети, которые видят учителей только на уроках. А Саша с детства знал профессию изнутри — какой это непростой труд — готовиться к урокам, до позднего вечера проверять тетради, придумывать викторины и классные часы.
Так что, поступая на факультет естествознания Адыгейского госуниверситета, Александр планировал заниматься наукой и работать в какой-нибудь лаборатории. Все изменила первая педпрактика. Студент попал в 10-ю майкопскую школу. Ему достался 8 класс. После первого ознакомительного урока Саша и другие студенты нервно обменивались впечатлениями в коридоре. Студенты испытали потрясение, но быстрее всех с ним справился Александр.
— Первые уроки были самыми сложными, но что-то подсказывали учителя, постепенно находил общий язык с детьми, а к концу практики понял важную для себя вещь — в принципе я смогу работать в школе, — рассказывает Александр Калуцков.
В следующую практику он уже целенаправленно шел в СОШ №10, где творческая атмосфера, дружный коллектив и директор Людмила Кузнецова помогали студенту справиться с новой для него ролью. Последующие месяцы он обдумывал, где после вуза применить свои знания биолога. Решил пойти в школу учителем. В родной станице Кужорской рабочих мест не было, а в СОШ №10 была только вакансия трудовика. Ну что ж, руки есть, голова на плечах тоже. Парень решил попробовать.
— Для занятий трудами в школе особых условий не было, станки устарели, — рассказывает Александр. — Старался придумать что-то интересное, чтобы ребята работали не для галочки, а действительно чему-то научились. И, конечно, в первый год в школе искал стиль общения с учениками. Сложнее всего было определить те границы, которые должны быть между учителем и учеником. Если общался с ними демократично, они воспринимали это за панибратство, строгость тоже мешала учебному процессу, со временем нашел ту самую золотую середину.
Так прошел первый год работы в школе, а тут как раз учитель биологии ушла на повышение в другую школу, и Александр, наконец, занялся своим любимым предметом. Примерно в это же время он выиграл конкурс грантов выпускников вузов, изъявивших желание работать в школе, Министерства образования и науки РА. Материальный стимул был очень кстати.
На вопрос, чего не хватает молодому учителю, Александр красноречиво трет пальцы — денег.
— Каждый день мне приходится ездить в школу из станицы Кужорской, там школа укомплектована биологами, — рассказывает Александр. — Конечно, это затратно. Хочется, чтобы государство помогло или с ипотекой на жилье в городе, или с выплатой кредита за машину.
Несмотря на то, что по проекту модернизации образования молодым педагогам до 30 лет выплачиваются надбавки, заработная плата пока очень скромная — нет стажа, ученики еще не побеждали в олимпиадах и конкурсах, нет всего того, что приходит с годами и опытом. Впрочем, у Александра Калуцкова, несмотря на маленький стаж, уже есть заметная победа — в прошлом году он занял первое место в конкурсе «Новой школе — новый учитель». Представители Минобрнауки РА и комитета по образованию оценивали жизненную позицию молодого учителя, знание педагогики, методики ФГОС, основных положений национальной инициативы «Наша новая школа», а также умение выходить из сложной ситуации, работу с учениками и родителями.
Саша тогда очень ярко выделялся среди конкурсантов, было видно, что он не случайный человек в образовании.
— Подготовка к конкурсу была сложной, нужно было прочитать много нормативных документов, выгодно преподнести себя жюри, — вспоминает Александр Калуцков. — Зато все это помогло мне впоследствии на уроках. Думаю, любой конкурс стимулирует нас к творчеству и новым находкам в учебном процессе.
Спрашиваю у Александра, какие самые яркие моменты бывают в школьных буднях, ради которых хочется работать.
— Когда мои оболтусы наконец-то понимают материал, когда в их глазах загораются искорки, они даже иногда восклицают: «Я понял!» А это дорогого стоит.
Сейчас учитель готовит к научной конференции своих учеников, параллельно учится в аспирантуре. А директор школы Людмила Кузнецова сказала нам по секрету, что в будущем видит в Александре руководителя школы. Но это в перспективе, а пока Александр Калуцков еще в начале пути, ему еще предстоит набираться опыта, учить других и учиться самому.
Татьяна ФИЛОНОВА.
Мама — учитель биологии и химии, позже воспитатель детского сада, бабушки и дедушки по отцовской и материнской линии — бывшие педагоги, даже прабабушка до войны работала учителем начальных классов. И тем не менее парень ни за что не хотел быть учителем. Ведь обычно об этой профессии мечтают дети, которые видят учителей только на уроках. А Саша с детства знал профессию изнутри — какой это непростой труд — готовиться к урокам, до позднего вечера проверять тетради, придумывать викторины и классные часы.
Так что, поступая на факультет естествознания Адыгейского госуниверситета, Александр планировал заниматься наукой и работать в какой-нибудь лаборатории. Все изменила первая педпрактика. Студент попал в 10-ю майкопскую школу. Ему достался 8 класс. После первого ознакомительного урока Саша и другие студенты нервно обменивались впечатлениями в коридоре. Студенты испытали потрясение, но быстрее всех с ним справился Александр.
— Первые уроки были самыми сложными, но что-то подсказывали учителя, постепенно находил общий язык с детьми, а к концу практики понял важную для себя вещь — в принципе я смогу работать в школе, — рассказывает Александр Калуцков.
В следующую практику он уже целенаправленно шел в СОШ №10, где творческая атмосфера, дружный коллектив и директор Людмила Кузнецова помогали студенту справиться с новой для него ролью. Последующие месяцы он обдумывал, где после вуза применить свои знания биолога. Решил пойти в школу учителем. В родной станице Кужорской рабочих мест не было, а в СОШ №10 была только вакансия трудовика. Ну что ж, руки есть, голова на плечах тоже. Парень решил попробовать.
— Для занятий трудами в школе особых условий не было, станки устарели, — рассказывает Александр. — Старался придумать что-то интересное, чтобы ребята работали не для галочки, а действительно чему-то научились. И, конечно, в первый год в школе искал стиль общения с учениками. Сложнее всего было определить те границы, которые должны быть между учителем и учеником. Если общался с ними демократично, они воспринимали это за панибратство, строгость тоже мешала учебному процессу, со временем нашел ту самую золотую середину.
Так прошел первый год работы в школе, а тут как раз учитель биологии ушла на повышение в другую школу, и Александр, наконец, занялся своим любимым предметом. Примерно в это же время он выиграл конкурс грантов выпускников вузов, изъявивших желание работать в школе, Министерства образования и науки РА. Материальный стимул был очень кстати.
На вопрос, чего не хватает молодому учителю, Александр красноречиво трет пальцы — денег.
— Каждый день мне приходится ездить в школу из станицы Кужорской, там школа укомплектована биологами, — рассказывает Александр. — Конечно, это затратно. Хочется, чтобы государство помогло или с ипотекой на жилье в городе, или с выплатой кредита за машину.
Несмотря на то, что по проекту модернизации образования молодым педагогам до 30 лет выплачиваются надбавки, заработная плата пока очень скромная — нет стажа, ученики еще не побеждали в олимпиадах и конкурсах, нет всего того, что приходит с годами и опытом. Впрочем, у Александра Калуцкова, несмотря на маленький стаж, уже есть заметная победа — в прошлом году он занял первое место в конкурсе «Новой школе — новый учитель». Представители Минобрнауки РА и комитета по образованию оценивали жизненную позицию молодого учителя, знание педагогики, методики ФГОС, основных положений национальной инициативы «Наша новая школа», а также умение выходить из сложной ситуации, работу с учениками и родителями.
Саша тогда очень ярко выделялся среди конкурсантов, было видно, что он не случайный человек в образовании.
— Подготовка к конкурсу была сложной, нужно было прочитать много нормативных документов, выгодно преподнести себя жюри, — вспоминает Александр Калуцков. — Зато все это помогло мне впоследствии на уроках. Думаю, любой конкурс стимулирует нас к творчеству и новым находкам в учебном процессе.
Спрашиваю у Александра, какие самые яркие моменты бывают в школьных буднях, ради которых хочется работать.
— Когда мои оболтусы наконец-то понимают материал, когда в их глазах загораются искорки, они даже иногда восклицают: «Я понял!» А это дорогого стоит.
Сейчас учитель готовит к научной конференции своих учеников, параллельно учится в аспирантуре. А директор школы Людмила Кузнецова сказала нам по секрету, что в будущем видит в Александре руководителя школы. Но это в перспективе, а пока Александр Калуцков еще в начале пути, ему еще предстоит набираться опыта, учить других и учиться самому.
Татьяна ФИЛОНОВА.