Душа лежала к музыке всегда...
Пристрастие к музыке было у Рамазана с юношества. Еще в 14 лет он начал заниматься брейк-дансом, затем стал участником рэп-группы в г.Черкесске.
— У меня всегда душа лежала к музыке, — рассказывает Рамазан. — Музыкального образования не получил — так уж вышло, но всегда был связан с этой сферой — в составе группы исполнял песни, сочинял музыку и тексты и таким образом набирался знаний и опыта.
Профессионально заниматься музыкой Рамазан начал, когда устроился работать аранжировщиком в одну из студий в своем родном городе — Черкесске. Этот период он отмечает как решающий в профессиональном плане: ведь именно тогда он решил, что хочет посвятить свою жизнь этому занятию, а кроме того, работая там, он познакомился со многими исполнителями — своими будущими клиентами. Приобрести же свою студию, по словам Рамазана, ему помогло счастливое стечение обстоятельств:
— Мой друг работал в студии звукозаписи в Майкопе, но ему пришлось уехать из города и он предложил занять мне его место. Естественно, я согласился: во-первых, это то, чем я действительно всегда хотел заниматься, а во-вторых, по личным обстоятельствам как раз в тот момент переезжал в Майкоп.
Когда Рамазан стал полноправным владельцем студии, она уже была оборудована всем необходимым, к тому же многие артисты кавказской эстрады — Айдамир Эльдаров, Анжелика Начесова — работали с Рамазаном еще в Черкесске, поэтому без боязни продолжили приходить к нему на запись уже в его собственную студию в Майкопе.
— Конечно, я понимал, что мне будет непросто, — рассказывает Рамазан. — Но добиться чего-то в жизни может лишь тот, кто четко осознает поставленную цель, может трезво оценивать свои силы и видеть возможные проблемы.
С чего начинается песня?
Сегодня Рамазан — успешный аранжировщик и автор многих песен. По его словам, песни он пишет только по вдохновению, некоторые из них дарит своим близким, другие же становятся настоящими хитами. Изначально он не знает, какая судьба будет у его творения: станет ли оно популярной песней, кто из артистов будет ее исполнять. И только когда работа завершена и ощутим характер композиции, Рамазан решает, как с ней поступить. Это исключительно творческий процесс, который он, несмотря на определенный доход, даже не называет работой.
Работа с обработкой песни — дело совсем другое. Изначально есть текст и мелодия. Потом они соединяются, это соединение «украшается» аккомпанементом, «живым» инструментом, бэк-вокалом — так рождается популярная песня. «Украшение» — это и есть аранжировка. Здесь важны два аспекта — творческий и технический.
— Конечно, основа моей работы — это творчество, без него просто не будет существовать музыка, — говорит аранжировщик. — Но чтобы популяризировать музыку, нужна техника — без нее невозможно ни обработать, ни записать композицию.
Тут возникает вопрос о конкуренции. Причем не только в пределах нашей республики, но и во всем Северо-Кавказском регионе. Только в Майкопе существует несколько звукозаписывающих студий, а сколько их по всему Северному Кавказу... Но Рамазан утверждает, что конкуренция небольшая. У каждого аранжировщика есть своя изюминка, и исходя из характера исполняемых песен тот или иной артист идет к тому или иному звукорежиссеру.
— Где-то качество аранжировок, может быть, и лучше с технической точки зрения — техника постоянно обновляется, и не всегда есть возможность эти новинки быстро приобретать, — говорит Рамазан. — Но ко мне приезжают артисты и из Кабардино-Балкарии, и из Карачаево-Черкесии, со многими я работаю уже не один год, наверное, им нравится то, что я делаю, они мне доверяют.
Клиент всегда прав
Кстати, о доверии. Интересуюсь, прислушиваются ли клиенты, приходящие на запись, к советам аранжировщика.
— Моя работа, в общем-то, относится к сфере услуг. А здесь есть золотое правило — клиент всегда прав, и главное, чтобы человек, пришедший на запись, остался доволен результатом, — отвечает Рамазан. — Поэтому я стараюсь прислушиваться к тому, как видит ту или иную песню заказчик. Конечно, если его предложение полностью противоречит каким-то музыкальным законам, стараюсь это объяснить и предложить возможные варианты.
Альбер Камю сказал, что добиться успеха легче, чем его заслужить... На стенах студии Рамазана — дипломы артистов, записывающихся у него, за участие в музыкальных фестивалях и премиях, по всему Северному Кавказу звучат песни в его обработке и его сочинения — это ли не доказательство в полной мере заслуженного успеха?