Посмотрим, какой выбор есть у школьников сегодня. 7 разных комплектов с 5 по 11 класс, т.е. 7 выстроенных законченных линий, где авторы, иногда разные, последовательно продолжают концепцию друг друга. А помимо этого существует еще много разобщенных авторских учебников, допущенных к образовательному процессу. Итого свыше 300 книг. Министерство образования и науки РФ объясняет этот факт демократическим подходом к обучению и свободой выбора учителя и ученика.
В Советском Союзе учебник по истории был один, альтернативы практически не было. Что было, так это воспитание патриотизма и гордости за свою страну. Сегодня ту систему образования многие считают чересчур идеологизированной, аргументируя тем, что в учебнике был только позитив, а о недостатках — ни слова. Это привело к тому, что в период перестройки многие учебники стали вытаскивать наружу все самое неприглядное из российской истории. Сегодня этого перекоса уже нет, авторы пытаются дать объективное освещение событий, но совсем безоценочной системы не получается. Во многих официально утвержденных Министерством образования и науки РФ учебниках авторы по-прежнему говорят о недостатках нашей истории, правда, каждый автор делает акцент на разных периодах, чаще всего — советской эпохе. И не в этом ли причина того, что наша молодежь так плохо знает, а точнее практически не знает историю Советского Союза? На вопросы, кто такой Ленин, Сталин, как расшифровывается аббревиатура СССР, одиннадцатиклассники часто не могут дать ответа. Неужели им не рассказывали об этом в школе, или у всех поголовно были плохие педагоги? Наверное, дело не в этом. Ведь знают же они реформы Петра I или историю средних веков!
— Сталинское время — это ведь не только репрессии, но и эпоха многих наших великих достижений, и говорить о том, что все было только плохо, неправильно, — считает старший методист, заведующий кабинетом общественных дисциплин АРИПК, учитель истории СОШ №19 Северо-Восточных Садов Сергей Булгаков. — Из-за такого негативного отношения взрослых к нашему недавнему прошлому дети просто не хотят знать историю своей страны. Они ее стыдятся.
На самом высоком уровне сегодня все чаще говорят о патриотическом воспитании, но откуда ему взяться, если даже в современных фильмах о Великой Отечественной войне мы видим явное очернение нашей истории. Режиссеры вроде как стараются объективно осветить события, но по сюжету почему-то получается, что немцы спасают наших детей, а советские воины на поверку оказываются предателями и подлецами.
Не способствует улучшению ситуации и школьная программа. На изучение Великой Отечественной войны отводится столько же уроков, как, к примеру, на петровскую эпоху — 4-5 часов.
— Это несопоставимо, — говорит Сергей Булгаков. — Великая Отечественная война — то событие, которое сделало нас непобедимой державой, это было недавно, живы еще ее участники, и не знать этого по крайней мере безнравственно.
На инициативу о сокращении количества учебников по истории уже отреагировали многие общественные деятели. Так, директор Института российской истории РАН Андрей Сахаров отметил, что некоторое сокращение количества учебников при обязательном сохранении возможности выбора для школьника, учителя и родителей пошло бы образованию на пользу. Однако предположил, что «учителя демократического направления будут противиться, поскольку это ущемит их научный и образовательный выбор».
Думаем, что в первую очередь будут противиться этой инициативе издатели, ведь это огромный бизнес. И потому, несмотря ни на какие кризисы, дети будут ходить в школу, а следовательно, покупать учебники. И от этих миллиардных доходов никто просто так не откажется.
В Адыгее наиболее популярными являются учебники издательства «Просвещение» авторов А.А.Данилова и Л.Г.Косулиной. Их выбирают 70—80% педагогов республики. Учителя объясняют свой выбор так: полностью выстроенная линия с 5 по 9 класс по отечественной истории, есть опыт работы с этими учебниками (на них выросло не одно поколение школьников), и нет перекосов в отражении исторических фактов.
— На уровне правительства страны уже обсуждался вариант оставить три комплекта учебников по условной схеме — упрощенный, базовый и углубленный (для гуманитариев), — говорит Сергей Булгаков. — Но решение пока не принято.
Татьяна ФИЛОНОВА.
КОММЕНТАРИЙ
— История — это идеологический предмет, который формирует в сознании ребенка восприятие своего государства в общемировой системе. В 5-6 классах в советской школе был учебник, который назывался «Рассказы по истории СССР», где в доступной форме дети знакомились с историей Советского Союза. Сейчас в 5 классе ученики изучают историю Древнего мира, сказки о Египте, мифы Древней Греции, которые, понятно, не несут никакой идеологической составляющей и только знакомят ребенка с картиной мира. Получается, мы воспитываем не патриотов, а космополитов. Учебники дают разные оценки одного и того же исторического события, и в результате дети действительно начинают верить, что во Второй мировой войне, а для нас она все-таки Великая Отечественная, победили не советские люди, а американцы. Количество учебников нужно сократить. Предмет должен воспитывать патриотизм, а не распространять навязанные нам извне мнения.
Газета "Советская Адыгея"