В 90-е, в борьбе за демократию, мы упустили историю, пришла пора навёрстывать, - рассказала в интервью «АиФ-Адыгея» директор Национального музея республики Фатима Джигунова.
С высоты этноолимпа
- Фатима Кадырбечевна, Нацмузей готовится принять участие в Культурной Олимпиаде «Сочи-2014». Не боитесь полупустых залов?
- Отнюдь! Этот год объявлен Годом музеев в России. Уже полгода в Краснодарском историко-археологическом музее-заповеднике им. Фелицина экспонируется наша выставка «На рубежах государства Российского». Она вызвала такой интерес публики, что нас попросили продлить её ещё на несколько месяцев. Интерес к богатой этнографии народов Адыгеи растёт. Именно поэтому Национальный музей республики в апреле станет участником Культурной Олимпиады «Сочи-2014» и откроет в Сочинском художественном музее выставку «Культура и быт адыгов».
Многие из 500 экспонатов экспозиции - раритеты середины XIX-начала XX вв.
Наша задача - с их помощью рассказать о быте и культуре адыгских племён, живших на территории черноморского побережья. Поэтому в экспозицию вошли предметы обихода, праздничная адыгская одежда и ремесленные изделия адыгов.
- Многие коллекции жители Адыгеи видят крайне редко. Может, стоит обратиться к частным спонсорам?
- У нас сейчас работают только две экспозиции: одна посвящена этнографии, другая - Великой Отечественной войне. В музее - богатейшие материалы по археологии и истории, уже готовы четыре новых зала. Но создание экспозиции - дорогое удовольствие. К сожалению, из-за больших налогов предприниматели не торопятся стать музейными спонсорами. В Госдуме до сих пор не принят законопроект «О меценатстве и благотворительности», по которому бизнесмены, помогающие культуре, освобождаются от налогов. Нам приходится выживать только за счёт гос-поддержки. В музее работают стационарные и выездные арт-проекты для дошкольников, детей-инвалидов и детей группы риска. Снабдить их красками, карандашами, альбомами для рисования, подготовить хорошие интерактивные экскурсии, призы - всё денег стоит. К слову, недавно мы встретились с работниками одного из банков, они изъявили желание принять участие в наших соцпрограммах. Так что закон о меценатстве не только созрел - перезрел! Его ждут все, и музейщики, и бизнес.
Культура, как картошка
- Уверены, что закон вернёт посетителей в полупустые залы?
- Поможет вернуть! В советские времена музей через профсоюзы распространял билеты. Люди в музеи шли сами, с детьми. А в 90-е годы музеи выпали из «обоймы» интересов государства. Все ринулись выживать и зарабатывать. Только спустя время поняли, что не колбаса - мерило человеческих ценностей. Сейчас понемногу музеи снова возвращаются в структуру идеологии государства. Но это «прозрение» стоило нам нескольких потерянных поколений. Мы хотим возродить практику походов в музей взрослых. Теперь по четвергам работаем до 21.00, если есть заявки на экскурсию, выходим и в выходной. Давайте отбросим иллюзии: кто-то из музейщиков верно подметил - культуру надо насаждать, как картошку при Екатерине. С малолетства.
- А почему при таком количестве информации школьники плохо знают историю своей страны?
- В школах около девяти учебников истории со взаимоисключающей информацией. О каких знаниях идёт речь? Мне жалко педагогов. Часы на гуманитарные науки сокращаются, да ещё ЕГЭ навис дамокловым мечом. О каком свободном мышлении речь? Одно сплошное натаскивание. Есть, конечно, ребята, которые глубоко изучают историю, обращаются в музей за помощью. Но их относительно немного.
Страна инстинктов?
- Сегодня издаются уникальные книги и пылятся на полках. На концертах «Берёзки», «Теноров XXI века» полупустые залы. С выставками то же самое. Почему?
- Когда мы, будущие археологи, учились в Санкт-Петербургском университете, каждый свободный вечер пропадали в театре. Нас билетёрши в лицо знали. Но Майкоп - не Питер, у нас любят эстраду. Огорчает, что часто эстрадные исполнители не отличаются большим талантом. Хотя в шоу-бизнесе голос особо не нужен, важны рейтинги. Вы на телепередачи посмотрите - если не убийство с подробной выкладкой событий, то формирование базовых инстинктов в рекламе, клипах, фильмах. О каких чувствах речь? СМИ не ставят задачу развивать мозги!
- Раньше поколение вырастало на одних и тех же текстах и образах. Для всех существовал единый культурный код. В наши дни картина изменилась. Кукла Барби «посильнее» Татьяны Лариной будет. До определённого возраста ребёнок должен быть под присмотром - как мы когда-то в школе, спортивных секциях, даже в дворовых клубах. А мы предоставили 10-летним мальчикам свободу выбора. Они и выбирают ужастики. А выбор должен быть осознанным. Но сначала надо усвоить культурный минимум - основы, на которых зиждется национальная и мировая культура. Причём этот минимум надо жёстко навязывать, чтобы нация если не говорила, то хотя бы понимала этот язык. Сегодня подобное понимание потеряно, в том числе и большинством студентов. Изменилась направленность их интересов, резко понизился общий культурный уровень. Подчас будущие интеллигенты не знают элементарных вещей. Неужели это станет нормой?
ДОСЬЕ: Фатима Джигунова родилась в 1967 г. в а.Тахтамукай. В 1989 г. окончила Адыгейский пединститут по специальности история и современное право. Кандидат наук. Преподаёт в АГУ музейное дело. С 2007 г. - директор Национального музея Адыгеи.
Карина КАДИЕВА
www.adigea.aif.ru