Цель проекта, разработанного старшим научным сотрудником музея Людмилой Гуниной, — проиллюстрировать связь науки и искусства, в частности, такого раздела физики, как оптика, и живописи.
Посмотрев видеофильм, учащиеся узнали, как на основе оптических законов создаются произведения изобразительного искусства.
Законы преломления и отражения света особенно ярко выражены в искусстве импрессионистов. Импрессионизм основывался на открытиях оптики и теории цвета. Художники знали, что дополнительные цвета спектра: красный — зеленый, синий — оранжевый, лиловый — желтый — при соседстве усиливают друг друга, а при смешении обесцвечиваются.
Чтобы показать, как меняется цвет предмета под воздействием света, импрессионисты использовали принцип одновременного контраста дополнительных цветов, взаимно усиливающих друг друга: красного и зеленого, желтого и фиолетового, оранжевого и голубого.
Оптические эффекты были рассмотрены на примере работ «Поле маков» и «Впечатление» Клода Моне, «Девушка в черном» Пьера Огюста Ренуара, «Персики и груши», «Берега Марны» Поля Сезанна, «Звездная ночь», «Пшеничное поле с кипарисами», «Подсолнухи» Винсента Ван Гога.
С картиной «Зимний пейзаж» Поля Гогена произошел курьез: на аукционе сразу после смерти художника работу случайно повесили перевернутой и продавали под названием «Ниагарский водопад». Заснеженное поле было принято за струящиеся потоки воды.
В конце ХIХ века художники открыли новый уникальный способ. При ближайшем рассмотрении нарисованные ими картины, к удивлению зрителей, оказывались сочетанием огромного числа перепутанных точек разных цветов. Кажущиеся на первый взгляд беспорядочными мазки с некоторого расстояния превращаются в картины. Художников, работающих в данной технике, называли пуантилистами (от французского point — «точка»).
Создание оптических иллюзий, когда в одном изображении в зависимости от ракурса просмотра обнаруживается несколько плоскостей, было одним из любимых приемов Сальвадора Дали. Так на картине «Невольничий рынок с явлением незримого бюста Вольтера», запечатлевшей противоречивые понятия, приглядевшись к изображению рынка рабов, можно увидеть бюст Вольтера — философа свободы. На картине «Лебеди, отражающиеся в слонах» изображены лебеди и три засохших дерева, которые, отражаясь в воде, принимают облик слонов.
Физика не только помогла разгадать тайны многих картин, но и сегодня играет большую роль в реставрации полотен. Применяя знание о свойствах невидимых лучей оптического диапазона, искусствоведы выявляют позднейшие записи. Рентгеновские лучи обнаруживают структуру (слои, мазки). Метод спектрального анализа позволяет определить химический состав красок и связующих веществ.
— В этом проекте удачно соединяются учебный процесс и музейная деятельность. Благодаря прослеживающимся взаимосвязям оптики и творчества художников-экспериментаторов наука и искусство стали более интересны школьникам, — считает Людмила Гунина.
Газета "Советская Адыгея"