21 мая 2011 года в 01:10 по тибетскому времени кабардинка Карина Мезова покорила высочайшую вершину мира Эверест и водрузила на неё флаг Республики Адыгея – единый для всего адыгского народа. Так, 28-летняя альпинистка из КБР стала первой адыгской женщиной и пятой женщиной из России, покорившей «Крышу мира», как принято называть Эверест. По возвращении в Россию, молодую адыгскую героиню Карину Мезову с почестями приняли в Постоянном представительстве Республики Адыгея при Президенте РФ.
Нарисованный в сознании образ профессиональной альпинистки полностью развеялся, когда мы увидели Карину: перед нами предстала женственная, привлекательная и изящная девушка, которая поразила всех своей исключительной волей и силой духа. В Хьак1эщ Постпредства Адыгеи Карина Мезова рассказала о своей страсти к горам, о покорении Эвереста, а также немного о себе:
— Карина, когда Вы начали заниматься альпинизмом?
— Будучи на 1-м курсе, я записалась в студенческую экспедицию на Эльбрус. На восхождение пошло всего несколько человек из группы, из которых сразу поднялась только я. Но тогда были допущены ошибки, и не обошлось без проблем: я сожгла глаза, были травмы ног. К тому же я поднялась и спустилась за один день, то есть без акклиматизации, а это серьёзный перепад над уровнем моря. Конечно, так не ходят. Но я поняла, что очень хорошо чувствую себя на высоте. Захотелось попробовать ещё раз в нормальных условиях. В университете была секция по туризму, и я стала ходить со студентами в качестве командира отряда. Через год после первого восхождения у меня ещё не было разрядов по альпинизму, на моём счету было только несколько восхождений на Эльбрус. А прежде чем работать горным гидом нужно многого достичь в альпинизме. Но, несмотря на это, мне предложили сходить один раз в горы в качестве горного гида. Справилась я с этой задачей легко, и потом стала работать на постоянной основе. Это очень интересная работа, она затянула меня с головой.
— Настолько, что альтернатива работать по профессии Вас не прельстила? Вы ведь закончили экономический факультет КБГУ с красным дипломом.
— Полгода я поработала бухгалтером, но работу в офисе не сравнить с теми впечатлениями, которые дарят горы.
— Как к Вашему выбору отнеслись в семье?
— Семья у меня спортивная, мама всегда каталась на лыжах, а отец окончил спортфак. В молодости он был инструктором горного туризма, спасателем. Правда, когда я начала ходить в горы, я особо не знала об этом. Потому что из-за автокатастрофы спортивную карьеру отец завершил. Перед первым походом на Эльбрус он сказал мне: «Если ты не поднимешься, то опозоришь меня».
— Как возникла мысль покорить высочайшую вершину мира гору Эверест?
— Любому спортсмену хочется добиваться результатов. Я заинтересовалась Эверестом шесть лет назад, и выяснила, что наших там ещё не было. С Кавказа экспедиция была только у осетин. На тот момент среди покорителей и женщин-то практически не было.
— Насколько мне известно, экспедиции на такие серьёзные вершины реализуются на коммерческой основе и обходятся недёшево, кто явился спонсором Вашего восхождения?
— Моё участие в экспедиции финансировала Международная черкесская ассоциация.
— Какие чувства возникли на вершине «Крыши мира»?
— Ощущаешь, что на планете в данную секунду ты к Всевышнему ближе всех. Конечно, - счастье, эйфория, но это только на спуске. Ведь спуск — это задача более сложная. Поэтому мысли у меня в голове были четкие, я просчитывала каждое своё движение. Эверест - это гора, которая забрала очень много жизней, из-за случайности может не вернуться кто угодно, дорога к вершине буквально усыпана трупами. Выше 8300 метров — это «мёртвая зона», там нехватка кислорода может привести к остановке сердца и коме даже у самых выносливых альпинистов. В «мёртвой зоне» невозможно адаптироваться, и альпинисты живут только за счет внутренних резервов. Если долго находиться наверху, то резервы иссякают, и человек просто умирает. Альпиниста там уже никто не спасёт, не потому что не захочет помочь группа, а просто это невозможно технически. Погибших в «мёртвой зоне» невозможно снять ни за какие деньги, их тела остаются на Эвересте навечно.
— Вас не пугало, что многие попытки восхождения на эту гору были с фатальным исходом?
— Препятствия я воспринимаю как вызов, таков склад моего характера. Если всё идёт гладко, я могу даже уступить. Но если, к примеру, вижу несправедливость по отношению к себе, пусть даже мне будет очень тяжело, но я приложу все силы чтобы справиться с той или иной ситуацией.
— Карина, Вашему мужеству можно только поражаться, это даже сложно для осознания. Но, готовясь к интервью, я поняла, что Вам присущи и женские увлечения, например, кулинария. В Интернете мне встретилась фотография, на которой Вы держите поднос с выпечкой.
— Мне иногда поразительно, как некоторые фотографии появляются в Интернете, да, я люблю готовить (улыбается).
— Наверное, друзья выкладывают.
— Наверное, или туристы моих экспедиций. Обычно, когда на восхождение собирается небольшая группа, я не беру с собою повара и готовлю сама. Однажды экспедиция приходилась на Пасху, и туристам стало немного тоскливо, что праздник проходит не по традиции. Я решила исправить эту ситуацию и, несмотря на то, что я мусульманка, испекла кулич, а яйца покрасила зелёнкой и йодом. Мне хотелось сделать людям приятное и подарить ощущение праздника.
— Вы покорили высочайшую вершину мира, есть новые цели?
— Конечно, на достигнутом останавливаться нельзя. Нужно придумывать себе новую мечту, в моём случае она родилась сама. На следующий день после восхождения я познакомилась с одной американской альпинисткой, в разговоре она бросила полушуткой полувсерьёз: «Теперь на К2 можешь идти». К2 - это гора Чогори, вторая по высоте после Эвереста и самая опасная вершина в мире. Эта американская альпинистка навела про меня справки и включила меня в свою команду. В следующем году будет организована женская экспедиция на К2. Прощаясь, она сказала: «Я серьёзно говорю, я не шучу». Я ответила: «Я тоже не шучу».
— Горы Адыгеи представляют для Вас профессиональный интерес?
— Да, Большой Тхач, например, - интересная вершина. Она не очень высокая, но сложная для восхождения технически.
— Как известно из прессы, у Вас также есть планы по развитию альпинизма в своей республике, расскажите немного об этом.
— Да, недавно я открыла общественную организацию "Нальп", в неё вошло несколько альпинистов из КБР, которые реально ходят на восхождения. Сегодня в альпинизме очень остро стоит проблема разрыва поколений, крайне мало молодых профессионалов. И мы собираемся набрать команду из студентов. Спорткомитет выделил нам снаряжение, для тренировок этого достаточно. Надеюсь, хоть какие-то проекты будут финансироваться. Для того, чтобы достичь успехов в соревнованиях даже регионального уровня, необходимы ресурсы. Например, искусственного скалодрома у нас в КБР нет, а необходимость в нём большая. Тренироваться на скалах мы можем только летом, а, по сути, летом нужно выходить в горы. Альпинисты из других регионов каждый день часами занимаются на искусственных скалодромах. Без этого нам не достичь высоких результатов даже в рамках юга России. Так что скалодром – это одна из моих целей. Это не такое дорогое сооружение, там и площадь нужна небольшая. Ещё есть идея создать секцию по альпинизму для детей сирот. Потому что альпинизм - это вид спорта, который в определенном смысле даёт тебе семью, и, кроме того, открывает большие перспективы, можно спокойно устроиться в МЧС, а если приложить усилия и выучить иностранный язык, то стать гидом.
— Что бы Вы хотели пожелать молодежи?
— Веры в себя. В жизни очень мало недостижимых целей. Любой сложной задачи можно достичь, если разбить её на много маленьких задач. Ещё - не жалеть себя. Иногда очень грустно слышать нытьё, особенно от парней. Каждый, безусловно, находит себя в чем-то своём, альпинизм – это не для всех. Но горовосхождение сегодня доступно каждому. Суть в том, что когда человек достигает вершины, у него вырабатывается вера в себя, сила характера, появляется целеустремлённость. И даже если не заниматься горовосхождением профессионально, в жизни это помогает во всём. Сейчас у нас не уделяют внимание этому виду спорта. Я, лично от себя, попытаюсь эту тенденцию преломить.
— Желаем удачи во всех Ваших начинаниях и благополучия! Спасибо за увлекательнейшую беседу! До новых встреч после новых побед!