По нашей нестабильной жизни профессия психолога не просто важная, но уже и крайне необходимая. Особенно в таких сферах, где трения между людьми, что называется, постоянно «высекают искру». Психолог в таких случаях — человек незаменимый.
Кристине Пальчиковской ее профессия на самом деле интересна. Совсем молодая женщина, она прекрасно осознает ее значимость и ответственность, возлагаемую на обладателя диплома. Обучалась Кристина в АГУ по специальности «социальный педагог», а свою трудовую деятельность начинала детским психологом в санатории «Солнышко». Желание совершенствоваться в навыках привело Пальчиковскую на заочное отделение Ростовского госуниверситета. По его окончании, в 2005 году, она перешла работать в органы правопорядка.
- В 2006-м году меня уже аттестовали как сотрудника УВД г. Майкопа. С тех пор я постоянно убеждаюсь, насколько у меня интересная профессия, - рассказывает Кристина.
Из ее рассказа мы узнали, что в обязанности психолога полиции входит, например, участие в профотборе претендентов на должность. Устраиваться на работу в органы правопорядка приходит сегодня немало желающих. Кого-то привлекает заработная плата, кто-то поддается романтическому влиянию телесериалов...
- Но далеко не все могут работать с населением, - как специалист утверждает Пальчиковская. - Есть определенный ряд методик, с помощью которых мы составляем психограмму кандидата. Здесь задействованы и визуальные наблюдения, и личные беседы, и тестирование, и даже так называемый «детектор лжи», позволяющие определить профпригодность: способен человек нести службу или нет. Выявляются его истинные мотивы при устройстве на работу.
Как пояснила нам Кристина, для работы в полиции необходимы вполне определенные качества - «параметры личности». На основании их наличия или отсутствия и выводится заключение: рекомендован к работе или нет.
- Например, сегодня к нам приходят устраиваться (и немало) людей психически неустойчивых. Говорят, что им «нравится работа». Но не понимают того, что население сегодня тоже в большинстве своем не отличается выдержкой и психической стабильностью. Устанавливать контакт с гражданами непросто. Нужны «железные нервы».
Заключение психолога востребовано и в других ситуациях. Например, когда сотрудник полиции переводится из одной структуры в другую, меняется род его деятельности, круг обязанностей. Также перед отправкой в «горячие» точки психолог обязательно беседует с кандидатом. Но бывает, что сотрудники полиции обращаются к психологу и по собственной инициативе, даже приводят на консультации членов своей семьи.
- На что жалуются, рассказывать не имею права. Это служебная информация, не подлежащая разглашению, - поясняет Кристина. - Но если говорить в целом, приходят, чтобы отвлечься от работы, пообщаться, привести в порядок мысли и чувства. В каких структурах сложнее? Во всех примерно одинаково, сегодня всем тяжело. И оперуполномоченным, и участковым, и патрульно-постовой службе. Просто у каждого своя специфика.
Кто помогает самой Кристине сохранять душевное спокойствие? Она старается заниматься саморегуляцией или аутотренингом. Например, любит повторять себе самой: «Все будет хорошо!» или «Хуже, чем есть, уже не будет!» А еще, уверяет она, помогают вышестоящие начальники. Одно из ее принципиальных убеждений: нельзя, чтобы «служебное» и «семейное» соприкасались.
- Помимо службы в жизни есть еще мужья, жены, мамы, папы, дети. И надо отделять отношения с ними от служебных проблем. Бывает время, когда человеку сложно разграничить эти две сферы, и они накладываются друг на друга. Тут и может помочь психолог.
О чем мечтает Кристина? О карьерном росте, конечно, но что еще главнее - о том, чтобы ей, как специалисту, продолжали доверять сотрудники полиции. Чтобы между ними сохранялись взаимопонимание и душевный контакт. В этом она видит залог своего профессионального успеха.
Н. Юрьева
Газета "Майкопские новости"