Однозначно, на вопрос о причине приема наркотиков не может ответить никто. Во всяком случае, известно совершенно точно, что никакие наследственные особенности на это не влияют. Наркоманы встречаются среди всех слоев общества в любых семьях, любых учебных заведениях, независимо от их элитности. Поэтому нам с Вами надо искать более глубокие причины наркотической эпидемии, разразившейся в России.
Во-первых, из-за трудностей нашего детства, мы решили сделать детство наших детей безоблачным и лишенным проблем. Все они, воспитываясь в наших семьях, стали "уникальными", "единственными", "самыми лучшими". Мы даже не пытались их приучить к мысли о том, что жизнь состоит не только из удовольствий и побед. Мы не смогли им объяснить, так как не понимали этого сами, что взрослая жизнь подразумевает ответственность за свои поступки.
•Во-вторых, привыкнув сами к жизни в статичном обществе, мы смертельно боимся перемен. Мы воспитывали детей, даже не пытаясь их приучить к возможностям внезапных и далеко не всегда приятных изменений общества и внешнего мира, вообще.
Если быть честными, то свобода и связанная с ней необходимость выбора и принятия решений пугает нас больше всего на свете.
•В-третьих, мы не научили их оставаться самими собой, несмотря ни на какие перемены окружающей действительности. Мы не смогли объяснить им ценность отдельной личности. Мы не воспитали в них привычку к самоанализу. Не смогли объяснить важность иметь собственное мнение по любому поводу. Мы забыли рассказать о том, что такое самоуважение и чувство собственного достоинства. Мы сделали их зависимыми от мнения и "моды" подростковой компании, точно так же, как мы были зависимы от мнения "коллектива",
•В-четвертых, и это на наш взгляд самое важное, мы "забыли" объяснить им, зачем человек живёт на Земле, дать им хоть какой-то иной смысл существования, кроме зарабатывания денег. Мы понадеялись, что этот смысл, как и в нашем детстве, даст Государство. Однако Государство, построенное на деньгах и лжи, никакого смысла дать не захотело...
•В-пятых, мы не научили их получать удовольствие от собственного тела, от таких естественных его функций, как слух, зрение, осязание, обоняние, которые объединившись на своем максимуме, приносят человеку сексуальное удовольствие.
В результате наших "воспитательных усилий" средний молодой человек нашей страны, достигший 15-16 - тилетнего возраста, оказывается в своеобразном духовном вакууме. Он не знает, зачем он живет на свете. Система "ценностей" и "интересов" его родителей, в основном сводящаяся к зарабатыванию денег и бесконечному сидению у телевизора, его не интересует, чаще всего их взгляды и образ жизни ему просто-напросто чужды. Он не заинтересован в учебе. Он ни за что не отвечает, не имеет никакого дела, которое поручено только ему. Любовь для него понятие немодное, практически полностью дискредитированное общественным сознанием, а секс - понятие неприличное, грязное. Лишенный любви и интересов, он лишается чувства самоуважения - ему кажется, что он "не такой, как все". Он становится целиком и полностью зависимым от мнения своего, подросткового, коллектива.
Он боится внешнего мира, реальности, которая живет по своим грязным законам. Ведь всю эту нашу грязь родители обсуждали при нем с раннего детства. Он не хочет взрослеть...
Духовный вакуум - это пустота, а если природа не терпит пустоты, то душа человеческая, тем более. Пустота души, если она не в состоянии заполниться внутренним смыслом, всегда найдет себе внешний "наполнитель". У нашего поколения это был алкоголь, нынешний мир подсунул детям наркотики.
Можем ли мы этому удивляться?
Подростковый возраст - это возраст самой главной человеческой попытки разобраться в окружающем мире, осмыслить свою роль в нём. Новое поколение не может выбирать "пепси". Человеческое сознание не в состоянии принять приобретение жвачки "Риглис", как высший смысл собственной жизни. Такие, с позволения сказать, "ценности" и порождают чувство пустоты и бессмысленности существования.
Систематизируем причины, приводящие к наркомании:
1. Потеря смысла.
Осознание своего жизненного предназначения, поиск ответа на вопрос о смысле собственной жизни – одна из главных потребностей человеческой души. Это ось, вокруг которой вращается наша психическая жизнь.
Дореволюционные православные мыслители называли главную человеческую потребность – "метафизической потребностью" - и описывали ее, как потребность понять "промысел Божий" в своем собственном предназначении и судьбе.
Великий русский философ Николай Бердяев описывал эту потребность, как потребность в повторении главного деяния Бога – создание собственного мира.
Великий американский психолог Абрахам Маслоу в 70-е годы научно доказал существование такой потребности, которую он называл "метамотивацией" или "гиперпотребностью". Суррогаты, которые сегодняшнее общество подсовывает для ее удовлетворения, не могут устроить подростка, пытающегося стать Человеком.
Эта потребность особенно остро осознается в возрасте от 14 до 18 лет. Молодому человеку необходимо найти смысл собственного бытия. Иначе отсутствует ось, стержень, вокруг которого формируется индивидуальность.
Конечно, молодой человек не осознает этого процесса, однако что-то внутри него болит. Ощущение несправедливости окружающего мира, неспособность взрослых ответить на какой-то очень важный вопрос, который вертится на кончике языка, их невнимание к тому, что взрослые считают "глупой подростковой романтикой", приводит к ощущению бессмысленности реальной жизни.
2. Одиночество.
Ощущение подростка. Что его жизнь бессмысленна, порождает другое, казалось бы, противоречивое чувство. Ему начинает казаться, что он мучается бессмысленностью, страдает от нее только он один. Молодой человек начинает испытывать одиночество. Он думает, что все окружающие не понимают и не разделяют этих его чувств. Ему кажется, что у всех, кроме него, есть друзья. Все они веселы и счастливы. И только его одного мучают вопросы смысла своего существования, а всем остальным это просто не интересно. Молодой человек чувствует, что он хуже окружающих сверстников. Страдает его чувство самоуважения. В рамках традиции "индивидуальной психологии" А.Адлера угроза самоуважению, исходящая от угрожающей подростку среды, рассматривается как главный психологический механизм, приводящий человека к употреблению наркотиков. Молодой человек очень подвержен давлению внешнего мира, который стремится скорректировать и подавить его индивидуальность. Самоуважение развивается очень медленно детства. Оно развивается через ситуации направленные на овладение различными людьми и предметами и достижение поставленной цели. Однако такому поведению тоже нужно учить. Низкое самоуважение, а вместе с ним и отсутствие ощущения ценности собственной индивидуальности, может быть результатом излишней опеки родителей, взять на себя всю ответственность за любые поступки ребенка. Постоянные незаслуженные ребенком подарки и вознаграждения, фактически, приводят не к повышению чувства самоуважения, а к его снижению, поскольку нужные ребенку предметы образуются из внешней среды сами собой, без затраты усилий на овладение ими. Возникает ситуация, в которой личности не нужно ставить перед собой никаких задач для достижения цели или удовольствия. Когда такая личность сталкивается с окружающей средой, выясняется, что эта подростковая среда не хочет его уважать. Низкое уважение может быть также результатом прямо обратной ситуации. Оно может стать проблемой ребенка, выросшего в семье слишком сильно занятых или небрежных родителей, которые не уделяют ребенку достаточного внимания. Отсутствие внимания со стороны родителей с раннего детства как бы ставит перед ребенком, наоборот, невыносимо сложную задачу: преждевременно стать взрослым. Так как эта задача не может быть выполнена, она порождает ощущение ничтожности, ненужности собственной индивидуальности.
Как избыток внимания с излишней опекой, так и недостаток внимания равно приводят к замкнутому кругу: низкое самоуважение – ощущение ничтожности и одиночества – наркотики, как универсальное лекарство- еще большее понижение самоуважения – полная неспособность бороться с наркотической зависимостью.
Наше невнимание к детской душе, к потребности ребенка в общении, к необходимости обучения искреннему общению и получению от него удовольствие очень часто в наших семьях становится вопиющим. Мы делим семейные разговоры и встречи на "взрослые" и "детские". Мы очень часто прогоняем ребенка и говорим: "уйди, это не детский разговор… иди, иди, играй, ты в этом все равно ничего не поймешь". Мы сами изолируем ребенка от нормальных, необходимых ему, коммуникаций с взрослыми, а потом удивляется, почему он чувствует себя одиноким и не имеет друзей. А подросток, тем временем, для того, чтобы избежать одиночества, пытается стать "как все". Его тянет в компанию сверстников, которые, как ему кажется, не чувствуют одиночества. Он думает, что "романтически" шушукающиеся о чем-то в потаенных местах ребята – это именно те люди, которые ему нужны, так как в их компании явно не будет одиноко. Они "крутые" - они знают все…
3. Тяжесть свободы.
Состояние нашего общества последнего десятилетия можно описать как шок от наступившей свободы. Давайте задумаемся о том, что такое свобода. Свобода – это необходимость выбора из целого ряда возможностей, которые, на первый взгляд, кажутся равными.
Свобода подразумевает умение выбирать. В свою очередь, умение выбирать требует образования, позволяющего правильно оценить открывающийся мир возможностей. Когда человек не умеет выбирать, он в ситуации свободы будет поступать, практически, только двумя способами.
Во-первых, он будет "голосовать" за что-то далеко не самое лучшее, но зато привычное. Он будет выбирать отсутствие перемен, то есть, он предпочтет старую несвободу новой свободе, требующей от него все нового и нового выбора.
Во-вторых, он будет выбирать не самую лучшую и не самую новую возможность, а возможность самую простую, максимально примитивную и понятную.
Свобода начинает вызывать тревогу и депрессию. Человек, вместо радостного ощущения свободы, начинает чувствовать тревожную неопределенность своего бытия. Он хочет знать, что с ним будет завтра, и отказывается понимать, что в обществе, избравшем путь свободы, это невозможно. Ощущение тревоги, вызванное неопределенностью будущего, - одно из главных, мучающих нас ощущений. То же самое ощущение мучает и наших детей. И они, точно также, как и мы, пытаются найти лекарство, чтобы избавиться от мучительно-тревожных ощущений неопределенности завтрашнего дня, особенно если в семье отношения между родителями нестабильны. И даже в постоянстве собственного дома молодой человек не может быть уверен. Тревога неопределенности будущего проходит тогда, когда человек принимает решение, то есть тогда, когда он смог сделать выбор, но придется отвечать за принятое решение. Подросток не привык к ответственности за свои поступки, которая, по сути, и означает переход от детской жизни к жизни взрослых людей. Он избалован. Он привык, что все, что ему нужно приносят родители на блюдечке с голубой каемочкой в готовом виде. Он уже ждет, что все важные решения за него примет кто-то другой. Он глубоко и естественно убежден в том, что это не он поступит в институт, а "его поступят" в институт; что это не он строится на работу, а "его устроят" на работу. Включается порочный круг. Молодой человек не приучен с детства отвечать за свои поступки – значит, он не в состоянии принимать самостоятельные решения – следовательно, он боится свободы – испытывает страх за собственное будущее – ему становится необходимо "лекарство от ответственности и неопределенности "завтрашнего дня" - внешний мир подсовывает ему наркотик. Он хочет немедленно получить удовольствие и вернуться в детство, в котором все его желания немедленно удовлетворялись. Это вы хотите, чтобы подросток повзрослел, а ему вовсе не хочется взрослеть в нашем жестоком мире, вовсе не хочется учиться думать, читать книжки и отвечать за свои поступки. И тут окружающая среда радостно идет ему навстречу, предлагая героин, как универсальное лекарство "от взрослой жизни".
4. Страх смерти.
Все мы боимся смерти. Никто не знает точно, что ждет нас за ее порогом. Казалось бы, как- то нелогично: смерть и наркотики. Наркотики смертельно опасны. Они приближают к смерти. Это очевидно.
Ребенок начинает понимать, что люди смертны, где-то в возрасте от 4 до 5 лет. Если мы скрываем от него этот факт и не готовим человека к правильному восприятию смерти с самого раннего возраста, то в подростковом периоде страх смерти может стать практически невыносимым. В православии постоянно живущий в нас трах смерти носит замечательно образное название, он называется смертной памятью. Смертная память внутри человеческой души может быть преобразована в творческий импульс. Только то, что человек создал в своей жизни и в жизни своих детей, способно пережить его тленное тело. Этому преобразованию посвящена масса замечательных Православных книг. Вот, как описывает смертную память Священник Тимофей в своем "Пособии по аскетике для юношества". "Память смертная не есть панический ужас смерти. Она есть лишь верная оценка земной жизни и ее временных благ. Эти блага для помнящего последний час суть не более, чем пища червей, равно как и тепло наше, пользующееся нами. Безудержная погоня за тленным и временным влечет за собою суровый ответ в день Суда…"
Каждый пятый наркоман признается в том, что до встречи с наркотиком раздумывал о самоубийстве. Мысли о самоубийстве, фактически, и есть признание все того же: бессмысленности, одиночества, бегства от свободы и ответственности неопределенности завтрашнего дня.
Вместо огромного количества вопросов, на которые нужно ответить молодому человеку и в материальной жизни и в духовной? встает один: "Как добыть следующую дозу"?. Так как добыть ее достаточно просто, то все вопросы решаются сами собой. Тем более, что наркотик для подростка, это нечто загадочное, преступное и романтическое одновременно. Наркотик это то, что колют мрачные, загадочные и неопрятные ребята. У них есть какая-то "тайна" от лживого мира взрослых, к которой очень хочется "причаститься".
Наркотик – это следствие протеста молодежной культуры против несправедливости, лживости и продажности нашего мира. В этом ужас героина. Все проблемы души решаются простым уколом, понюшкой и затягиванием дымом.
В самой сущности наркотиков заключен величайший обман сатаны. Молодой человек пытается "лечиться" ими от чувства звенящей пустоты в душе, от холода, который его окружает. А наркотик приносит взамен другую "теплую" пустоту. В "теплоте" наркотиков тоже нет никакого смысла, никакого содержания. Это тупик. Это бегство – неудачное бегство подростка от несправедливости жизни и несоответствия идеалов и реальности.
Материал предоставлен АРЦМП тел. (8772) 52-36-36