ГОРМОНАЛЬНАЯ БУРЯ И ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА
Почему подростку так нелегко с самим собой?
- начало функционирования половых желёз, появление вторичных половых признаков;
- у девочек половое созревание начинается на два года раньше и длится 3—4 года, у мальчиков 4—5 лет;
- период роста сексуальности и гиперсексуальности у мальчиков;
- гормональная перестройка: у девочек рост количества эстрогенов, у мальчиков — тестостерона. У представителей обоих полов наблюдается рост уровня надпочечниковых андрогенов, вызывающий развитие вторичных половых признаков;
- новая «химическая среда» организма вызывает резкие перепады настроения (эмоциональные качели);
- высокие темпы роста, сравнимые только с фетальным (внутриутробным) периодом и возрастом от 0 до2-х лет;
- рост скелета идёт быстрее, чем развитие мышечной ткани, отсюда нескладность, непропорциональность, угловатость фигуры;
- у девочек увеличивается масса жировой ткани на 10—20%, что субъективно переживается очень тяжело;
- у мальчиков увеличивается количество мышечной ткани: число мышечных клеток у мальчиков превышает соответствующее число у девочек в 4 раза;
- увеличение объёма лёгких и глубины дыхания с целью обеспечения растущего организма кислородом;
- увеличение объёма сердца в 2 раза за пубертатный период;
- значительные колебания артериального давления, нередко в сторону повышения, частые головные боли, вегетососудистая дистония.
- гиперфункция гипотоламо-гипофизарной и эндокринной системы.
- нестабильность эмоций.
- поллюции у мальчиков и месячные у девочек подчас вызывают реакцию физиологического отторжения собственного тела;
- темпы развития сальных желёз (прыщи на лице, повышенная потливость, сальные волосы);
Является ли подросток жертвой бушующих гормонов?
— Да. Грейс Крайг приводит следующие общие эмоциональные проявления гормонального криза:
- частая смена настроения:
- депрессия;
- неусидчивость и плохая концентрация внимания;
- раздражительность;
- импульсивность;
- тревога;
- агрессия и проблемное поведение.
— Нет. На состояние подростка оказывает влияние масса других факторов.
- отношения в семье;
- статус в подростковой среде;
- уровень академических успехов;
- способность построить долгосрочную перспективу и т. д.
Каковы психологические особенности подросткового возраста?
- Подросток — уже не ребёнок, но ещё и не взрослый. Эта промежуточная позиция доставляет массу неприятностей. Иногда дверь в мир взрослых захлопывается перед носом самими же значимыми взрослыми, с мотивировкой «ты ещё слишком мал», «нос не дорос». Они, чаще всего родители, оказываются не готовыми к новому статусу ребёнка в семье и социуме.
- Внутренний кризис самооценки подростка возникает в связи с расширением и ростом возможностей и сохранением детско-школьного статуса.
- Кризис 13 лет очень часто сравнивают с кризисом 3-х лет, только направлен он не на освоение пространства и предметные действия, а на освоение социального пространства, пространства человеческих взаимоотношений.
- В психологической литературе этот этап называют этапом «второй перерезки пуповины». Ребёнок отделяется от родителей и уходит в свой мир — мир сверстников.
- Противоречие подросткового возраста заключается в том, что ребёнок стремится получить статус взрослых и взрослые возможности, но в сочетании с избеганием взрослой ответственности.
- Подросток зачастую отказывается принимать оценки и жизненный опыт родителей, даже если понимает их правоту. Ему хочется получить свой собственный уникальный и неповторимый опыт, сделать свои ошибки и учиться именно на них.
- Для данного возраста характерно стремление к признанию собственных заслуг в своей значимой подростковой среде.
- Подросток испытывает внутренний конфликт: желанное прощание с детством и его безмятежностью и тяжесть расставания с отсутствием ответственности. Возникающие взрослые экзистенциальные и мировоззренческие вопросы создают ощущение глобальной неразрешимости. Подросток свято верит в уникальность собственных проблем и переживаний, что порождает чувство одиночества и подавленности;
- Борясь с собственным одиночеством, и осознавая сложность проблем, подросток начинает искать себе подобных. Так образуются молодёжные тусовки и формируется подростковая субкультура в противовес миру взрослых.
- В молодёжной среде у подростка формируется «мы-концепция». С одной стороны, это именно то, что сплачивает группу: общие цели, интересы, задачи. С другой стороны, мир вокруг распадается на «своих» и «чужих», причём взаимоотношения между этими группами порой резко антагонистичны.
- Формирование «Мы-концепции у подростка является мостиком к возникновению в жизни подростка референтной группы или групп. (Группа, ценности которой подросток принимает и разделяет, мнение которой является для него значимым, называется референтной группой)
- Учебная деятельность и школа перестаёт быть главной и самой важной задачей. Ведущей деятельностью становится интимно-личностное общение со сверстниками.
- В подростковом возрасте происходит снижение продуктивности умственной деятельности в связи с тем, что конкретное мышление сменяется логическим.
- Именно новым для подростка механизмом логического мышления и объясняется рост критичности. Он уже не принимает постулаты взрослых на веру, он требует доказательств и обоснований.
- Рост критичности подчас ведёт к полному негативизму. Чаще же всего этот негативизм распространяется только на конфликтные, стрессовые и эмоционально напряжённые для подростка ситуации. Лишь у 20% подростков полностью отсутствуют кризисные проявления негативизма. (Подробнее об этой группе детей можно прочитать в разделе «жизнестойкие дети»).
- Для подросткового возраста характерна направленность поиска на собственную личность, самоисследование и самоанализ. Подросток пытается высказаться, пусть даже самому себе (дневники).
- В этот период происходит рост самосознания, как внутренне освоенный опыт социальных отношений, позволяющий глубже понять других и себя.
- Начало взрослости осуществляется по внешнему механизму (механизму подражания). Я буду КАК взрослый — игра — копирование внешних качеств, стиля, привычек, манеры поведения, то есть внешней атрибутики взрослости. В этом смысле особенную значимость приобретает та личность, которая будет являться этим идеалом. Хочу успокоить родителей: это почти всегда будут НЕ они, а другой значимый взрослый.
- Подросток стремится следовать за модой и идеалами, принятыми в молодёжной субкультуре: вес, рост, гора мышц и т. д. Огромное влияние на их формирование оказывают средства массовой информации.
- Ребёнок подражает взрослым стереотипам сексуальности по форме, а не по сути, поэтому так популярна среди девочек литература, типа «Искусство соблазнять» или «Как стать роковой женщиной». Образец для подражания связан для девочек с системой ценностей, сформировавшейся в семье. Это не обязательно «роковая красотка», это может быть и стиль «бизнес вумэн», максимально приближающийся к мужскому стереотипу. Она всегда выглядит О. К., сногсшибательна, ей нет дела до «этих глупостей».
- Мужским идеалом чаще всего становится супергерой проповедующий культ силы, выносливости, смелости, ценности настоящей дружбы, то есть герой современного боевика.
- Неверно было бы полагать, что «Я-идеальное» формируется ТОЛЬКО по внешнему механизму. Это — лишь начальная точка отсчёта. Дальше следует овладение взрослыми умениями и навыками, заботой о ближних, а, самое главное, мерой своей посильной ОТВЕТСТВЕННОСТИ за происходящее в семье и вокруг, за себя и свои поступки.
- Если значимый взрослый расценивает подростка, как своего главного помощника, это неизбежно повышает уровень самооценки.
- Уровень знаний для многих подростков становится фактором жизненной успешности. Происходит специализация знаний с целью построения дальнейшей, непременно успешной» карьеры. Учёба впервые превращается не в учёбу для оценки, а в учёбу, как самообразование и стимул к саморазвитию, т. е. приобретает личностный смысл и личностную ценность.
- Если такой путь постижения новых знаний, умений и навыков поддерживается значимыми взрослыми, иногда с помощью конкурентной борьбы, то перспектива роста «Я-идеального» многократно усиливается.