ЦЕЛИ ПОДРОСТКА ИЛИ «ЗОНА БЛИЖАЙШЕГО РАЗВИТИЯ»
Подросток стремится
- достичь желаемого статуса в подростковой среде; свободно чувствовать себя в ней, не теряя при этом собственного «Я»;
- легко знакомиться и входить в контакт с любым понравившимся человеком;
- соотнести наиболее ценимые сверстниками качества и черты характера с собственными, как бы «примерить их на себя». Причём сравнение должно быть в его пользу. Желание быть самым-самым, неотъемлемое свойство подросткового возраста;
- вести себя так, чтобы все заметили, что он уже взрослый;
- хорошо владеть собой и собственными эмоции, контролировать неожиданно возникающие эмоциональные всплески и взрывы чувств, стать таким взрослым, мудрым, уверенным и «крутым»;
- расширить границы собственного сознания, пережить новые неожиданные и непривычные ощущения, испытать то, «что немногим доступно». Он лелеет собственную уникальность и избранность. Отторгая чужой опыт, он хочет всё испытать на себе;
- научиться и без ущерба для собственной «Я»-концепции достойно выходить из любой психологически или жизненно сложной ситуации.
- легко и с блеском преодолевать любые конфликты и проблемы, как бы перепрыгивая через них.
- простроить свой жизненный путь, распланировав дальнейшее обучение и карьеру, причём работа должна быть непременно престижной и высокооплачиваемой.
Гэлвигарст и Коле приводят детализированную схему целей развития в подростковый период (цитируется по работе Самыкиной Н. Ю. «Разработка программы вторичной профилактики наркомании в старшем подростковом возрасте»):
- Общее эмоциональное созревание — от деструктивных чувств и недостатка уравновешенности и конструктивности к конструктивным чувствам и уравновешенности, от субъективной к объективной интерпретации ситуации; от избегания конфликтов к их решению.
- Кристаллизация интересов к другому полу — от интереса к одинаковому полу к интересу к противоположному полу; от мучительного ощущения сексуальности к признанию факта половой зрелости.
- Социальное созревание — от чувства неуверенности в группе сверстников к достижению уверенности; от неловкости в обществе к находчивости; от рабского подражания к эмансипации; от неуживчивости в обществе к толерантности.
- Освобождение от опеки родителей — от поиска поддержки у родителей к опоре на собственные силы.
- Интеллектуальное созревание — от веры в авторитеты к требованию доводов; от фактов к объяснениям; от многочисленных поверхностных интересов к нескольким постоянным.
- Выбор профессии — от интереса к престижным профессиям к адекватной оценке своих возможностей и выбору соответствующей профессии.
- Проведение свободного времени — от интереса к индивидуальным играм, где можно показать силу, выносливость к интересу к коллективным играм; от активного участия в играх и соревнованиях к пассивному наблюдению; от интереса ко многим играм к интересу лишь к некоторым.
- Формирование жизненной философии — от равнодушия к общественным делам к активному участию в них; от стремления к удовольствиям и избеганию боли к поведению, основанному на чувстве долга.