ФАКТОРЫ РИСКА РАЗВИТИЯ НАРКОЗАВИСИМОСТИ ПОДРОСТКА
Условно данные факторы можно разделить на 3 группы:
- внутрисемейные;
- социальные (подростковая среда);
- личностные.
Давайте попробуем проанализировать их подробнее.
-
Невозможность войти в мир взрослых без борьбы. Отсутствие принятия со стороны значимых взрослых и, в первую очередь, родителей (см. тест для родителей (профилактика зависимого поведения ребёнка) и тест PARI (диагностика детско-родительских отношений).
-
Резкое падение самоуважения при противодействии семьи и школы в реализации новых взрослых возможностей подростка.
Если определять самоуважение по формуле,
успех | |
САМОУВАЖЕНИЕ = | _______________________________ |
уровень притязаний |
где уровень притязаний характеризует степень сложности тех новых «взрослых» задач, которые подросток ставит перед собой, то самоуважение подростка в ситуации противодействия стремится к нулю.
-
Проблемы в семье, как материальные, так и эмоциональные, высокие показатели отчуждения детей и родителей. Степень риска возрастает при увеличении количества конфликтов между родителями и практически достигает максимума при их разводе.
-
Неспособность освоить взрослое социальное пространство, пространство человеческих взаимоотношений в позиции диалога «взрослый» — «взрослый».
-
Закрытый, жёстко иерархизированный тип семьи со статичными, негибкими ролями её членов, формальными отношениями и преобладанием оценочно-контролирующей функции в ущерб ситуации самораскрытия, доверия и равнопартнёрства.
-
Наличие близких родственников, страдающих алкогольной или наркотической зависимостью.
-
Неприятие личности подростка со стороны референтных групп сверстников. Он должен изменять своему «Я» и жить по законам данной группы.
-
Недостаточное признание собственных заслуг в значимой подростковой среде. Низкая внешняя оценка в случае незрелости «Я» автоматически порождает низкую самооценку (см тест на самооценку для детей).
-
Преобладание имитационного поведения («быть как все»).
-
Высокие факторы зависимости от реакции друзей и ситуации, пассивность в изменении среды.
-
Необходимость принадлежности к какой-либо молодёжной группе или компании, как средство усиления собственного «Я». Низкая самодостаточность, подмена «Я»-концепции, «мы — концепцией». Невозможность понять, где кончаются границы «Я» и начинаются границы «мы».
-
Отсутствие близкого друга или близких друзей. Низкие показатели успеха и популярности у лиц противоположного пола.
-
Низкая жизнестойкость и стрессоустойчивость (см. экспресс метод определения стрессоустойчивости и социальной адаптации Холмса и Раге), неумение добиваться своей цели, стремление получить от жизни всё «здесь и сейчас».
-
Ранимость, обидчивость, эмоциональная неустойчивость. Неспособность к адекватному выражению своих чувств и контролю над ними, подгонка собственных чувств и эмоций под эмоциональный ряд внешнего окружения.
-
Повышенная внушаемость и конформность.
-
Стремление к удовольствию и изменению эмоционального состояния оказываются выше навыков самоконтроля.
-
Неприятие «Я-реального», называемое комплексом неполноценности, при котором низкая самооценка сочетается с завышенными требованиями к себе. Именно наркотик часто становится главным способом её повышения.
-
Неспособность справиться с навалившимся грузом экзистенциальных проблем, отсутствие навыков преодоления чувства одиночества и подавленности, низкая саморегуляция. (см тест самооценка депрессии).
-
Незрелость мотивационно-потребностной сферы подростка. Доминирование «низших» потребностей по Маслоу (физиологических и потребности в безопасности) над «высшими» (потребность в любви и привязанности, уважении и статусе, самореализации).
-
Несформированность морально-этических норм и принципов, делающих раскаяние невозможным в силу отсутствия внутреннего конфликта.
-
Неготовность принять на себя ответственность за собственную жизнь и собственные поступки. Стремление пользоваться взрослыми возможностями, делегируя ответственность либо семье, либо школе, либо «вожакам стаи». В психологии это называется экстернальным локусом контроля.
-
Зашкаливающие барьеры критичности по отношению к миру взрослых, невозможность вычленить факторы общности с ним.
-
Полный негативизм по отношению к значимым взрослым без попытки анализа поступающей информации.
-
Повышенная конфликтность, противостояние авторитетам; в сочетании с неспособностью продуктивного выхода из конфликта (см. тест Томаса). Асоциальное поведение.
-
Низкая индивидуальная способность психологической защиты, не позволяющая справляться с эмоциональным напряжением (см. Механизмы психологической защиты ребёнка, принимающего наркотикиКак определить тип личности Вашего ребёнка и выработать оптимальную стратегию взаимодействия с ним). и тест
-
Низкий уровень заботы о себе в сочетании с неготовностью просить психологическую помощь в стрессовой ситуации.
-
Безрассудное стремление к риску и поиску острых ощушений (см тест Цуккермана)
-
Незрелость механизмов логического мышления, не позволяющих анализировать ситуацию во всей её полноте.
-
Низкий уровень познавательных интересов. Слабые академические успехи, порождающие эффект школьной тревожности (см. методику диагностики уровня школьной тревожности Филлипса).
-
Отсутствие постоянных и устойчивых личных интересов и хобби. Ощущение скуки, как проявление инфантильности личности, неспособной найти себе дело по душе.
-
Неуверенность в собственных силах, правильности выбора профессии, страх за своё будущее.
-
Наличие других форм зависимого поведения (склонность к азартным играм, компьютерная и интернет зависимость).
-
Перенесённые в детстве травмы головного мозга, в том числе родовые травмы.
-
Неудовлетворённость собственным физическим обликом и его несоответствие идеалам мужественности/женственности, принятым в подростковой среде. Низкие темпы полового созревания.