Навигация: Главная Антинарко Родителям Факторы риска развития наркозависимости подростка

Факторы риска развития наркозависимости подростка

(0 голоса, среднее 0 из 5)

ФАКТОРЫ РИСКА РАЗВИТИЯ НАРКОЗАВИСИМОСТИ ПОДРОСТКА

Условно данные факторы можно разделить на 3 группы:

  • внутрисемейные;
  • социальные (подростковая среда);
  • личностные.

Давайте попробуем проанализировать их подробнее.

  1. Невозможность войти в мир взрослых без борьбы. Отсутствие принятия со стороны значимых взрослых и, в первую очередь, родителей (см. тест для родителей (профилактика зависимого поведения ребёнка) и тест PARI (диагностика детско-родительских отношений).

  2. Резкое падение самоуважения при противодействии семьи и школы в реализации новых взрослых возможностей подростка.

Если определять самоуважение по формуле,


успех
САМОУВАЖЕНИЕ = _______________________________

уровень притязаний

где уровень притязаний характеризует степень сложности тех новых «взрослых» задач, которые подросток ставит перед собой, то самоуважение подростка в ситуации противодействия стремится к нулю.

  1. Проблемы в семье, как материальные, так и эмоциональные, высокие показатели отчуждения детей и родителей. Степень риска возрастает при увеличении количества конфликтов между родителями и практически достигает максимума при их разводе.

  2. Неспособность освоить взрослое социальное пространство, пространство человеческих взаимоотношений в позиции диалога «взрослый» — «взрослый».

  3. Закрытый, жёстко иерархизированный тип семьи со статичными, негибкими ролями её членов, формальными отношениями и преобладанием оценочно-контролирующей функции в ущерб ситуации самораскрытия, доверия и равнопартнёрства.

  4. Наличие близких родственников, страдающих алкогольной или наркотической зависимостью.

  5. Неприятие личности подростка со стороны референтных групп сверстников. Он должен изменять своему «Я» и жить по законам данной группы.

  6. Недостаточное признание собственных заслуг в значимой подростковой среде. Низкая внешняя оценка в случае незрелости «Я» автоматически порождает низкую самооценку (см тест на самооценку для детей).

  7. Преобладание имитационного поведения («быть как все»).

  8. Высокие факторы зависимости от реакции друзей и ситуации, пассивность в изменении среды.

  9. Необходимость принадлежности к какой-либо молодёжной группе или компании, как средство усиления собственного «Я». Низкая самодостаточность, подмена «Я»-концепции, «мы — концепцией». Невозможность понять, где кончаются границы «Я» и начинаются границы «мы».

  10. Отсутствие близкого друга или близких друзей. Низкие показатели успеха и популярности у лиц противоположного пола.

  11. Низкая жизнестойкость и стрессоустойчивость (см. экспресс метод определения стрессоустойчивости и социальной адаптации Холмса и Раге), неумение добиваться своей цели, стремление получить от жизни всё «здесь и сейчас».

  12. Ранимость, обидчивость, эмоциональная неустойчивость. Неспособность к адекватному выражению своих чувств и контролю над ними, подгонка собственных чувств и эмоций под эмоциональный ряд внешнего окружения.

  13. Повышенная внушаемость и конформность.

  14. Стремление к удовольствию и изменению эмоционального состояния оказываются выше навыков самоконтроля.

  15. Неприятие «Я-реального», называемое комплексом неполноценности, при котором низкая самооценка сочетается с завышенными требованиями к себе. Именно наркотик часто становится главным способом её повышения.

  16. Неспособность справиться с навалившимся грузом экзистенциальных проблем, отсутствие навыков преодоления чувства одиночества и подавленности, низкая саморегуляция. (см тест самооценка депрессии).

  17. Незрелость мотивационно-потребностной сферы подростка. Доминирование «низших» потребностей по Маслоу (физиологических и потребности в безопасности) над «высшими» (потребность в любви и привязанности, уважении и статусе, самореализации).

  18. Несформированность морально-этических норм и принципов, делающих раскаяние невозможным в силу отсутствия внутреннего конфликта.

  19. Неготовность принять на себя ответственность за собственную жизнь и собственные поступки. Стремление пользоваться взрослыми возможностями, делегируя ответственность либо семье, либо школе, либо «вожакам стаи». В психологии это называется экстернальным локусом контроля.

  20. Зашкаливающие барьеры критичности по отношению к миру взрослых, невозможность вычленить факторы общности с ним.

  21. Полный негативизм по отношению к значимым взрослым без попытки анализа поступающей информации.

  22. Повышенная конфликтность, противостояние авторитетам; в сочетании с неспособностью продуктивного выхода из конфликта (см. тест Томаса). Асоциальное поведение.

  23. Низкая индивидуальная способность психологической защиты, не позволяющая справляться с эмоциональным напряжением (см. Механизмы психологической защиты ребёнка, принимающего наркотикиКак определить тип личности Вашего ребёнка и выработать оптимальную стратегию взаимодействия с ним). и тест

  24. Низкий уровень заботы о себе в сочетании с неготовностью просить психологическую помощь в стрессовой ситуации.

  25. Безрассудное стремление к риску и поиску острых ощушений (см тест Цуккермана)

  26. Незрелость механизмов логического мышления, не позволяющих анализировать ситуацию во всей её полноте.

  27. Низкий уровень познавательных интересов. Слабые академические успехи, порождающие эффект школьной тревожности (см. методику диагностики уровня школьной тревожности Филлипса).

  28. Отсутствие постоянных и устойчивых личных интересов и хобби. Ощущение скуки, как проявление инфантильности личности, неспособной найти себе дело по душе.

  29. Неуверенность в собственных силах, правильности выбора профессии, страх за своё будущее.

  30. Наличие других форм зависимого поведения (склонность к азартным играм, компьютерная и интернет зависимость).

  31. Перенесённые в детстве травмы головного мозга, в том числе родовые травмы.

  32. Неудовлетворённость собственным физическим обликом и его несоответствие идеалам мужественности/женственности, принятым в подростковой среде. Низкие темпы полового созревания.

Ирина Данилина
0

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить