- Когда меня называют журналистом, мне бывает стыдно. Я всего лишь болтаю в телеэфире. А тот, кто выступит сейчас перед вами, очень уважаем в профессиональной среде. Сколько раз мне доводилось слышать от коллег, что Стешин и Котц – это действительно здорово.
Выступление Дмитрия Стешина было посвящено именно военной журналистике. Всю свою сознательно-профессиональную жизнь ( с 1993 года) он работает в «Комсомольской правде». И хорошо знает, что далеко не каждая редакция может себе позволить отправить на войну журналиста: это дорого. Даже непродолжительная командировка обходится редакции примерно в 140 тысяч рублей. Кроме того есть много неприятных неожиданностей в военных командировках. Журналиста могут тяжело ранить, аэропорт оказаться закрытым, связь просто никакой. Вообще самое главное в военной журналистике – уметь приспособиться. Приехав в полуразрушенный город, надо в короткий срок найти жильё, питание, техническую возможность отправлять материалы в редакцию.
Журналистов называют солдатами информационной войны. Дмитрий Стешин, побывавший практически на всех "цветных" революциях, может сказать совершенно точно: их не в последнюю очередь делают журналисты. Если в стране существует социальная напряжённость, сыграть на этом вполне реально. Многочисленные материалы в СМИ внушают людям, что солдаты в стране воюют, рассказывают "про всякие танки" - и все начинают верить, что революция произошла. Вот она и происходит.
Или - власти могут "сыграть" журналистами. Например, ливийский лидер М. Каддафи был практически предан за полгода до своей смерти. Иностранные журналисты не допускались в страну по официальным каналам. И попадали только благодаря повстанцам. Понятно, что освещение обытий было только с "повстанческой" точки зрения. Дмитрий Стешин был в Ливии со своей женой. она написала несколько материалов в защиту правительства. Эти материалы были опубликованы и а России, и "там". После этого на редакцию посыпались благодарности за поддержку народа. Даже посол страны лично приезжал в редакцию, чтобы поблагодарить. Но - стоило завести разговор о том, чтобы журналистам получить визу, въехать в страну с согласия официальных властей, сразу начались смешные отговорки в стиле "у нас там телефонная связь плохая".
...Сейчас по жизни такая ситуация: хорошую фотографию может сделать любой желющий, даже на телефон. Поэтому - хорошая фотография в журналистике не ценится. А ценится инфопоток. Работая в горячх точках, Стешин не только писал тексты для "Комсомольской правды", но и делал выступления на радио и телевидении. Работать приходилось "в разных направлениях".
Есть ли ограничения для материалов? Да. Есть сюжеты, которые нет смысла кому-то показывать. Люди от этого не станут ни лучше, ни хуже, а те, кому разрушения выгодны, просто не обратят внимания на душераздиающие кадры и убийственную информацию. Тогда почему же журналисты снимают смерти детей от тяжёлых ранений и пр.? Да просто потому, что, когда рботаешь, нестршно такое переживать самому. И это нормально.