20 лет — это, конечно, еще не вполне «настоящий» юбилей. Скорее время юношеского расцвета, пора больших надежд, но и трудностей. Есть на что оборотиться, но главное — впереди. Примерно так обстоят дела у МУП «Детский ансамбль адыгского танца «Зори Майкопа», который отметил в июне 2011 года свое 20-летие.
На наши вопросы отвечает художественный руководитель детского творческого коллектива М.Х. Кулов, заслуженный артист России, народный артист РА.
- Мухамед Хаджибечирович, расскажите, как задумывался детский танцевальный ансамбль?
- Можно сказать, это дело случая. Идею подали родители группы детей, обучавшихся в Адыгейской республиканской гимназии. Танцевальный кружок, который здесь работал, остался без руководителя, но родители не хотели, чтобы дети прерывали занятия и, что называется, вышли на меня. Попросили помочь. Я тогда был солистом ансамбля «Нальмэс». Педагогической деятельностью даже не предполагал заниматься, и поначалу несколько растерялся. Предложение насторожило. По натуре я человек очень ответственный - если берусь за дело, должен довести до конца. Если не могу сделать, переживаю. Боялся, не буду успевать - гастроли, концерты, одним словом, плотный график. Но родители настояли. Ребят оставалось немного - максимум, 10. И я согласился. Занимались тогда в здании нынешней централизованной бухгалтерии на углу Майкопской и Советской. Потихоньку пошел слух по городу. Родители стали приводить к нам новых детей.
- Вы брали всех желающих или существовал жесткий отбор?
- Поначалу брали всех - надо же было сформировать костяк коллектива. Помещение стало тесным, и мы перебрались в городской Дом культуры. Там у нас появилось собственное имя - «Зори Майкопа». Позже стали муниципальным коллективом. Через некоторое время и репетиционный зал ДК стал нам тесен, поскольку мы продолжали расти. Занимались уже и в зале, и на сцене. Помог нам с переездом в здание ДК «Дружба» тогдашний замминистра культуры РА Ч.И. Муратов. В ансамбле к тому времени насчитывалось уже 60-80 детей.
На сегодня в коллективе 200 танцоров разных возрастов. Работаем мы по возрастным группам. Всего их 6, и каждая переполнена. Существует очередь на запись в ансамбль. Родителей сразу предупреждаем: возьмем только в случае отсева среди участников. При наличии 4 официальных ставок у нас работает уже 7 педагогов, столько же аккомпаниаторов, плюс костюмер, администратор, и всем хватает работы. В репетиционных залах мы опять не помещаемся.
- Откуда такой наплыв желающих?
- Понимаете, в нашем народе сложилась устойчивая танцевальная культура. С колыбели принято напевать малышу, побуждая пританцовывать. Ни один праздник не обходится без танцев. Всем родителям, естественно, хочется, чтобы сын или дочь на торжестве не жались где-то в уголке, а могли блеснуть и даже посоревноваться в танце. Пользуясь этим естественным желанием, руководство ансамбля все же преследует свои цели. Это обучение детей танцевальному искусству с прицелом на профессиональную работу в «Нальмэсе». Юные артисты с младых ногтей осваиваются на сцене, участвуют в конкурсах, бьются за награды. Сделать из них артистов - моя задача максимум.
- Многими ли своими выпускниками вы можете похвалиться сегодня? Как далеко они пошли по профессиональной стезе?
- В «Нальмэсе» сегодня танцует 10-12 выпускников детского коллектива «Зори Майкопа». Есть среди них и ведущие солисты. Четверо или пятеро работают в танцевальной группе «Исламея». В Национальном театре в качестве драматической актрисы нашла себя наша выпускница Зарема Джимова. В городе Адыгейске руководителем танцевального ансамбля работает наш выпускник. В Москве, в Школе кавказского танца тоже преподает наш мальчик. Популярный певец Азамат Биштов - наш питомец, хотя и не танцует — поет. Но, как известно, талант всегда многогранен. Всем этим ребятам в ансамбле был привит «вирус» любви к искусству. А дальше — широкое поле деятельности.
- А что же с теми, кто не стал артистом?
- Основная масса ребят, не выбравших творческую профессию, тоже не теряется. Все это молодые люди с высокой внутренней культурой, да и коллективное воспитание, безусловно, приносит свои плоды. Они даже внешне отличаются от своих ровесников.
- Где за 20 лет жизни успели побывать «Зори Майкопа»?
- Например, в Москве - несколько раз. Участвовали в фестивалях и конкурсах. Дважды ездили в Польшу, в Турции бываем почти каждый год. Там нас очень любит адыгская диаспора. Вот и на это лето приглашают. Зовут и в Украину - 2 мая мы едем на международный фестиваль. По региону объехали многие города, по России, черноморское побережье не раз нас встречало.
- Помните ли вы свою самую трудную победу?
- Случилась она на Всероссийском фестивале «Орлята России», который проходил в ВДЦ «Орленок» в 1997 году. Мы долго к этому конкурсу шли - через все этапы (городской, республиканский). Ребята были настроены дойти до финала и победить! Так и получилось.
В турецком городе Бурса четыре года назад на очень престижном международном конкурсе, где принимали участие коллективы со всего мира, нам удалось завоевать третье место. Тоже нелегкая победа, ведь нашей молодежной группе пришлось состязаться со взрослыми коллективами.
- Что представляет на сегодня самую большую сложность в работе с детьми?
- Работа с родителями. Если бы танцы были основным занятием ребенка, можно было бы добиваться и лучших результатов. Но дети еще и учатся в основной школе, сдают экзамены, участвуют в олимпиадах, а дополнительное образование, которое мы даем, у некоторых на каком-то там месте (хотя у всех по-разному). А пропустил репетицию, сами понимаете - уже недоработка. Родители вообще делятся на две категории: тех, которые мечтают сделать из своих детей танцевальных звезд, и тех, которые привели их в ансамбль и забыли. Между тем, детям свойственно пасовать перед первыми же сложностями. Их надо в такую минуту поддержать, ободрить, направить, быть может, привести на репетицию за руку. Не все родители это понимают.
- Что за люди преподают сегодня в ансамбле?
- Педагоги ансамбля - солисты ансамбля «Нальмэс», заслуженные артисты, народные артисты, балетмейстеры. Педсостав очень профессиональный, потому что к подбору педагогов я отношусь трепетно. У человека должны присутствовать и определенные личностные качества, и чувство ответственности, и мышление - скорее балетмейстерское, чем исполнительское. Да и любовь к детям обязательна.
- О чем вы мечтаете сегодня?
- Увидел как-то в записи школу-студию при Ансамбле национального танца Грузии имени Сухишвили-Рамишвили. Это настоящий инкубатор, где взращивают кадры. Человек 120 детей подобраны не только по росту и комплекции, но даже по типажу. Им по 14-15 лет, а они программу академического ансамбля знают назубок, исполняют на высоком профессиональном уровне. Только возраст не позволяет им прямо завтра пойти и влиться в коллектив. Вот такому состоянию школы я позавидовал. И сам себе задал вопрос: а что нам мешает достичь такого уровня? Как будто методика себя оправдывает, и кадры удовлетворяют. Но часто можно услышать от родителей: да мне не надо, чтобы он стал профессиональным артистом, надо чтобы на свадьбе вышел и смог станцевать. Но ради такого результата не хочется тратить столько сил и нервов.
В принципе, не официально, такая школа-студия в образе детского коллектива «Зори Майкопа» существует. Но если бы мы ужесточили отбор, смогли финансово поддержать педагогов, получили дополнительную поддержку от государства, дело бы приобрело более широкий размах.
Н. Николаева
Газета "Майкопские новости"