Мы продолжаем рассказывать нашим читателям о том, как в Майкопе реализуется Долгосрочная целевая программа «Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», инициированная Комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав при Администрации МО "Город Майкоп".
Одна из подпрограмм ориентирована на оказание психологической помощи учащимся 12-16 лет с отклоняющимися формами поведения. Рассказать подробнее о том, как эта подпрограмма реализуется на практике, мы попросили руководителя Центра психолого-педагогической помощи, психолога высшей категории Ю.А. Миллер.
- Работать с подростками группы риска наш центр начал за два года до появления программы «Профилактика». Собственно, мы принимали участие в ее разработке, желая предложить свои услуги, свой опыт в решении сложной проблемы. Подпрограмма подразумевает несколько направлений, одно из основных - диагностика. Кто бы к нам ни пришел (ребенок, подросток, взрослый) - любого «клиента» - мы, в первую очередь, диагностируем.
- А к вам приходят добровольно?
- Чаще всего по направлению либо Комиссии по делам несовершеннолетних, либо образовательного учреждения. Приходят по желанию администрации школы, родителей, но, бывает, и сам подросток ищет помощи. Пути разные, а комплекс диагностических мероприятий один, но очень разнообразный. Существует множество методик, позволяющих определить склонности, тип отклоняющегося поведения, уровень агрессивности, тревожности, интересы, мотивацию, способности. Обязательно выявляем состояние детско-родительских отношений. Часто склонные к нарушениям дети - из семей, где есть упущения в детско-родительских отношениях. Благодаря финансовому обеспечению программы мы рассчитываем в этом году получить 10 компьютеров и программное обеспечение, позволяющие автоматизировать систему диагностики.
- Вы работаете исключительно с детьми?
- В рамках программы предусмотрена параллельно и работа с семьей. Для начала мы составляем социальный паспорт семьи: сколько детей, чем занимаются родители, чем интересуются, проводят ли время совместно с детьми, каков семейный доход, условия проживания и т.д. Может быть, ребенок не хочет учиться, потому что у него нет условий? А может быть, ребенок протестует против того, что мать в ущерб общения с ним пытается устраивать свою личную жизнь? Социальный психолог должен иметь полную картину происходящего вокруг ребенка. Собрав информацию, психологи выстраивают индивидуально с каждым технологию реабилитационно-коррекционной работы. В этом году мы разработали свою собственную программу тренинговых занятий, направленную на нейтрализацию агрессии у подростков и их профориентацию. Дважды в неделю психологи встречаются со своими подопечными у нас в центре на групповых занятиях. Программа эта циклическая: одни дети приходят, другие уходят, прослушав полный курс. И мы обратили внимание, подросткам очень понравилось работать в группах. Это и возможность высказаться (здесь выслушают обязательно), и пообщаться со сверстниками (с теми же проблемами), и реализовать себя. Правила группы помогают подросткам скорее принять правильное поведение и настрой за норму.
- Предположим, подросток понял, в чем был неправ, что дальше?
- Одно дело - навести порядок в голове подростка - помочь ему осознать свои ошибки, но важно также дать ему ориентиры на ближайшее будущее. Наши специалисты помогают ребятам поставить правильные цели, осознав свои желания, оценив способности. После составления его «карты интересов» подросток начинает понимать, какой у него профессиональный тип личности, к чему можно стремиться. Профориентационная работа — одно из направлений подпрограммы. Другое - просветительское направление. В этом году мы запустили для образовательных учреждений систему заявок: какую помощь вы бы хотели получить от нашего центра? И они откликнулись - стали приглашать. Мы выезжали и отрабатывали заявки на месте — с тренингами, упражнениями и т.д. Мы побывали в СОШ №23 ст. Ханской, майкопских СОШ №№ 2, 3, лицее № 8,а учащиеся лицея № 35, гимназии № 22 приходили к нам сами. В большинстве своем они хотели работать с подростками по агрессивности и профориентации. Хотя были заявки и на адаптацию учащихся к среднему звену, по эмоциональной сфере в начальной школе.
- Что самое сложное в реализации программы?
- Работа с родителями, как в индивидуальном, так и в групповом порядке. В этом году мы провели 4 родительских всеобуча. Оказалось, с детьми даже из группы риска работать проще, чем со взрослыми. Подростков можно со временем «раскрутить» - они понимают, что мы хотим им помочь. А вот родители не понимают. Во всяком случае, не сразу. Они обижены и на комиссию по делам несовершеннолетних, и на школу, и на нас. Ведь сюда, в центр, их принуждают прийти как нарушителей ст.5.35 Административного кодекса (ненадлежащее исполнение родительских обязанностей). Большинство считает, что им вместо помощи все только пеняют на их обязанности. В постановлении действительно прописано, что они должны пройти курс реабилитации. Мы, конечно, стараемся уйти от лекций и нравоучений, предпочитаем использовать тренинговую, групповую форму работы. Но родителей поначалу все раздражает: начинаешь вызывать их на общение - руки на груди скрестят и смотрят с сарказмом. Это взрослые люди, со своим укладом жизни, устоявшимися взглядами и заблуждениями... Наша задача - всего лишь помочь им осознать свою ответственность за то, что совершили их дети. Если они осознали это самостоятельно (не мы заставили), значит, свою задачу выполнили.
- Есть ли родители, которые отказались от предубеждения и поменяли свое отношение?
- В конце каждого занятия мы, используя определенные методики, пытаемся выявить, какой процент из членов группы задумался о своей родительской роли. Результат обнадеживает. Хотя далеко не факт, что уже завтра они станут другими людьми, готовыми к воспитанию своих детей. Надо постоянно подпитывать их.
- А дальше? Вы помогаете и взрослым правильно выстроить свое будущее?
- Затрудняюсь сказать. Мы такой цели перед собой не ставим. Думаю, хорошо уже то, что они знают нас и обращаются периодически за помощью (встречаю знакомые лица на консультациях у наших специалистов. Приходят сами. Прислушиваются.)
- А что это за категория родителей, чьи дети совершают правонарушения?
- Нарисовать коллективный портрет в наше время очень сложно. Родители разные. Много пьющих, причем, молодых родителей, очень молодых. Есть категория, которые не пьют, но в доме поддержать порядок не в состоянии (часто многодетные семьи). Полнейшее отсутствие культуры бытия - у матери такое представление о семейном очаге. Часто рассматриваем благополучные семьи, где родители очень заняты работой, а дети вот так, нарушая общественный порядок, «развлекаются». Современные родители предоставляют полную свободу своим детям, доверяют им. Но как-то слишком уж безгранично, без ограничений вовсе. А они должны быть у ребенка, так же, как и семейные обязанности. Разумную грань соблюсти очень важно.
- И откуда у нас такие родители-неумехи в массовом порядке?
- Поколение 90-х. Когда в стране царила социально-политическая неразбериха, родители пребывали в состоянии стресса и что-то важное в воспитании упустили, искали свое место в этой жизни. А теперь эта молодежь выросла и свою родительскую роль понимает своеобразно: ребенка нужно либо любить, либо воспитывать. Но и воспитание понимают очень узко, вкладывая в это понятие «запрет» или «разрешение».
- Как вы полагаете, педагогическая несостоятельность ограничивается лишь той категорией граждан, что попадает к вам по постановлениям?
- По моему наблюдению, больше половины современных родителей не умеют воспитывать собственных детей. В итоге мы получаем очень сложную категорию людей.
- Как вы оцениваете результат своей работы?
- Например, из 170 постановлений, что направлены к нам в этом году из Комиссии по делам несовершеннолетних, только в четырех случаях произошел рецидив. То есть ребята после прохождения курса реабилитации вновь совершили правонарушение. Я считаю, это хороший показатель.
Интервью вела Н. Николаева.
Газета "Майкопские новости"