К уполномоченному по правам человека в Республике Адыгея обращаются граждане по вопросу сроков действия медицинских полисов и фактам отказа в предоставлении медицинской помощи в ряде медицинских учреждений. Поэтому возникла необходимость уточнения и разъяснения сложившейся ситуации.
С 1 января 2011 года вступил в действие новый закон «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации». Он в корне меняет ранее сложившуюся систему и предоставляет гражданину право на выбор и замену страховой медицинской организации, осуществляющей деятельность по обязательному медицинскому страхованию, выбор и замену медицинского учреждения и врача. Новым законом вводятся в действие полисы обязательного медицинского страхования единого образца и меняется порядок выдачи полисов.
Большинство обратившихся граждан интересует вопрос: будут ли действовать полисы обязательного медицинского страхования, полученные до принятия закона, или их необходимо срочно менять на новые?
Отдельной статьей закона предусмотрено, что полисы, выданные гражданам до вступления закона в действие, т.е. до 1 января 2011 г., продолжают оставаться действующими до 1 января 2014 г. Поэтому беспокоиться по этому поводу не стоит. В любом медицинском учреждении, работающем в системе ОМС, по этим полисам должны оказывать бесплатную медицинскую помощь.
Но нередки случаи, когда работники медицинских учреждений, видя, что срок действия полиса уже наступил, отказывают в оказании медицинской помощи и настойчиво заставляют граждан обращаться в страховые компании за продлением действия полиса или получением нового полиса.
В таких ситуациях может быть несколько вариантов решений. Первый. Гражданам надо уметь защищать свои права. Попробуйте вежливо, но уверенно ответить, что все полисы продолжают оставаться действующими. Заставляя продлевать или менять полис, медработник нарушает не только федеральный закон, но и Конституцию Российской Федерации, которая предусматривает четкое и полное исполнение федеральных законов, а также право граждан на охрану здоровья и медицинскую помощь.
Чаще всего на замену полиса или его продление граждан направляют работники регистратуры, которые в чем-то не разобрались или не получили необходимой информации. Поэтому, если вам отказывают в записи к врачу и направляют на продление или замену полиса, обратитесь к кому-то из руководства медицинского учреждения: главному врачу, его заместителю, заведующему отделением для разрешения данной проблемы.
Кроме того, на полисах старого образца, которые сейчас все еще находятся на руках у граждан, указаны наименование страховой компании, которая этот полис выдала, и ее контактный телефон. Позвоните в страховую компанию по указанному номеру и обозначьте возникшую проблему. Работники страховой компании обязаны ее оперативно разрешить. По тому, насколько эффективно и быстро страховая компания предпринимает необходимые действия по вашему обращению, вы сможете объективно оценить ее работу по защите ваших прав и соблюдению законных интересов.
Есть случаи, когда полис ОМС — как новый, так и старый — обязательно нужно переоформлять. Это требуется при смене фамилии и (или) имени; при замене страховщика на нового (по закону гражданин, недовольный услугами страховой компании, вправе один раз в год, не позднее 1 ноября, выбрать нового страховщика); или если полис физически уничтожен или механически поврежден.
Следует особо отметить, что даже если в вашем старом полисе указано, что его действие заканчивается раньше 01.01.2014 г., оно продляется в силу закона, а с указанной даты планируется введение универсальной электронной карты гражданина Российской Федерации. Выдача этих универсальных электронных карт будет осуществляться на основании другого федерального закона — от 27 июля 2010 года №210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг». Только с выдачей электронных карт полисы старого образца прекратят свое действие.
А.ОСОКИН,
уполномоченный по правам человека в РА.
www.sov-adyg.ru