— С 1 октября начался осенний призыв 2011 года, — говорит Александр Владимирович. — По плану штаба Южного военного округа мы направим в войска 520 юношей из Адыгеи. В общей сложности на призывные комиссии будут вызваны 2400 человек. Это позволит нам гарантированно выполнить задание по призыву.
— Где же будут служить призывники из Адыгеи?
— География весьма обширна: Краснодар, Лабинск, Махачкала, Тюмень, Средняя полоса и Сибирь, в общем — вся Россия.
— Число молодых людей из Адыгеи, которых в этом году призовут в армию, сокращается. В чем причина? Как восполняется «некомплект»?
— Число призывников сокращается не только в Адыгее, но и по всей России. Осенью прошлого года на службу в армию из нашего региона отправились 950 человек, в этот призыв ребят будет всего 520. Это связано, прежде всего, с демографической «ямой», которую пережила страна в девяностые годы. Сейчас мы призываем молодежь 1984—93 годов рождения. По этой причине особое внимание уделяется службе по контракту. По планам число контрактников составит до 50 процентов личного состава. В Адыгее набирают желающих служить в войсковых частях, расположенных на территории ЮФО и в военно-морском флоте.
— Молодые люди высказывают пожелания относительно того, где служить?
— Особой популярностью пользуется служба в ВДВ и спецназе. На сегодняшний день, например, мы набираем молодежь в седьмую воздушно-десантную дивизию, которая традиционно комплектуется казаками. «Казачьей» считается и 205-я мотострелковая бригада, расположенная в Буденновске. По согласованию с атаманом Майкопского отдела Кубанского казачьего войска Борисом Куценко мы подбираем для службы в этих подразделениях ребят, которые состояли в казачьих дружинах или проходили допризывную подготовку в военно-патриотических клубах.
Многие юноши стремятся попасть на службу в войска специального назначения. Но требования к воину-разведчику выдвигаются особые. Помимо крепкого здоровья, молодой человек должен иметь военно-учетную специальность, например, быть водителем категории «Д» и «Е».
Ребята из Адыгеи служат в частях специального назначения внутренних войск, включая известный московский отряд «Витязи», базирующийся в Новочеркасске отряд «Русич» и другие. На этот раз мы направим 20 человек и для службы в рядах МЧС.
— Притчей во языцех стало плохое состояние здоровья призывников. Сколько молодых людей «отсеивается» по медицинским показаниям?
— Есть два понятия: освобождение и предоставление отсрочки от призыва по состоянию здоровья. На сегодняшний день по состоянию здоровья являются негодными к военной службе 30 процентов от общего числа призывников. Еще 25 процентов получают отсрочку для прохождения лечения, по итогам которого они могут быть призваны в армию.
— Перечисляя места, где служат призывники из Адыгеи, вы назвали такие города как Махачкала и Буденновск. В общественном сознании, это достаточно опасные места...
— Буденновск — это Ставропольский край, стабильный регион. Угрозы для военнослужащих здесь нет. Ребята служат в крепко стоящей на ногах воинской части. Никаких проблем на сегодняшний день там нет. Что касается Махачкалы, в этот призыв мы направим туда восемь человек для службы во внутренних войсках. Дагестан — это территория России и его надо также защищать.
— Насколько популярна у юношей из Адыгеи альтернативная служба?
— Молодые люди выбирают реальную армейскую службу. Альтернативная гражданская служба не востребована. На данный момент у меня нет ни одного подобного заявления.
— Как решается проблема с уклонистами?
— К сожалению, остаются люди, которые не до конца понимают свою обязанность защищать Отечество. Но по итогам весеннего призыва мы не смогли вызвать на медицинскую комиссию всего 67 человек. В масштабах республики эта цифра невелика. На данный момент у нас остаются 460 неоповещенных призывников. Но это не значит, что все они скрываются и не хотят являться в военкомат. Призыв только начинается и, как показывает практика, причины тому могут быть разные: переезд, убытие на сезонные работы и иные.
Особую помощь в розыске уклонистов нам оказывает МВД по РА. Однако проблема в том, что новый закон «О полиции» снимает эту обязанность с органов внутренних дел. Соответствующие его положения вступают в силу
1 января 2012 года. Как действовать после этого — сложная задача, которую нам придется решать.
Отмечу, что вопросы организации призыва решаются нами при содействии властных структур и правоохранительных органов. Призывную комиссию РА возглавляет Глава республики Аслан Тхакушинов. Активное участие в ее работе принимает премьер-министр РА Мурат Кумпилов. Руководители республики вникают в существующие проблемы и помогают их разрешать. Аналогичным образом налажено взаимодействие районных военных комиссариатов и муниципальных властей.
— И тем не менее многие родители готовы сделать все, чтобы их ребенок не попал в армию. В обществе бытуют многие негативные стереотипы относительно воинской службы, много говорится о «дедовщине»...
— Само понятие «дедовщина» появилось еще во времена СССР, когда срок службы по призыву сократился с трех до двух лет. Сейчас в армии служат всего 12 месяцев, и говорить о «дедовщине» как таковой не приходится. Да, могут быть негодяи, которые в силу своего характера и физических данных пытаются притеснять более слабых. Армия — зеркало общества, подобное происходит везде. Но заверю, что в армии подобные факты сводятся к минимуму. Сейчас наше общество более демократично, и, помимо контроля со стороны командиров, имеется гражданский контроль комитета солдатских матерей, иных общественных организаций. Поэтому факт неуставных отношений скрыть очень сложно.
В конце концов, соблюдение законов о прохождении воинской службы и воинских уставов контролирует военная прокуратура.
Не ограничено и общение призывника с родными и близкими. Сейчас, например, проходит социальная акция «Позвони маме». На сборном пункте выдаются две SIM-карты: одна — сыну, другая — родителям. Общение по телефону при этом бесплатно в любое время.
Д.ФЕДОРОВ.
www.sov-adyg.ru