Пришлось мне как-то наблюдать такую картину. Молодая мама с пятилетним малышом поднялась в салон троллейбуса, мальчику сразу же уступили место.
— Хочу к окну! — захныкал он.
— Ну ты же видишь, там сидит бабушка, — ответила мать.
— А почему она тут сидит? Я к окну хочу!..
Старушка поднялась, второпях рассыпала картошку из сумки. Мальчик оттолкнул бабушку, пнул ногой картошку, которую та попыталась поднять, и уселся у окна. Мать довольно улыбнулась сыну...
Нетрудно представить, в какого эгоиста, безудержного потребителя с годами может превратиться этот маменькин баловень, ни в чем не знающий отказа. Какой опорой он будет матери, какую пользу принесет обществу? И вдвойне досадно, когда окружающие, случайные очевидцы подобных сцен, вместо того, чтобы сделать справедливое замечание горе-воспитателю, равнодушно молчат или же, наоборот, встают на защиту ребенка.
Еще картинка. Мальчик лет шести, едва успев с мамой войти в салон автобуса, интересуется:
— А куда я сяду?
Старичок, занимающий сиденье, ответил ему:
— Ничего, постоишь, у тебя ножки молодые, крепкие!
И тут же на него обрушился град упреков:
— Как вам не стыдно обижать ребенка? У вас, наверное, нет и не было ни детей, ни внуков...
Старик не стал оправдываться: он был прав — и вышел на следующей остановке.
Еще случаи.
Как-то в автобусе, увидев уставшую, с трудом стоящую пожилую женщину, я обратился к двум мальчишкам лет двенадцати, что сидели впереди меня:
— Ребята, уступите, пожалуйста, место бабушке, ей трудно стоять.
Они не отреагировали на мое замечание. Тогда я более категорично повторил просьбу и тронул одного за плечо. Мальчики продолжали сидеть, победно поглядывая на меня. Никто не вмешался, все равнодушно молчали...
Пригородный автобус был заполнен до отказа. Старушка, которой удалось пройти вперед, уныло смотрела на занятые места. На одном из сидений расположилась молодая мать с девочкой лет десяти.
— Уступила бы ты бабушке место! — обратилась одна из стоящих в проходе женщин к девочке.
Та с готовностью поднялась, но властная рука заботливой мамаши остановила дочку...
Мы, старшие, должны постоянно приучать детей к мысли, что нельзя только получать, ничего не отдавая взамен, развивать у них такие качества, как уважение к старшим, стремление помочь ближнему.
Далекие от педагогики родители полагают, что ребенок, когда подрастет, сам воспитается, сам до всего своим умом дойдет. Эти надежды не оправдываются. И не стоит удивляться, что со временем такие горе-воспитатели сталкиваются сначала со своим «трудным» ребенком, потом — «трудным» подростком.
Так откуда же берутся «трудные» дети? Думаю, ответ ясен: из семей, где детям не уделяется должного внимания, где не занимаются их воспитанием или воспитывают эгоистами.
М.БЕРЕТАРЬ,
член Союза журналистов России.
www.sov-adyg.ru