Навигация: Главная Молодая семья Искусство быть родителем Ответствен каждый, но в первую очередь — родители

Ответствен каждый, но в первую очередь — родители

(1 голос, среднее 1.00 из 5)

Республиканская газета «Советская Адыгея» активно и целенаправленно ведет одну из важнейших тем современности — воспитание молодежи. Журналисты газеты систематически, не обходя «острых углов», готовят выпуски «Время молодых», «Семья», «Трудные подростки» и другие. 1 июля с.г. статьей А.Пренко «Трудно ли сломать деревце?», вызвавшей широкий общественный резонанс (уже опубликовано шесть газетных страниц, вобравших горячие отклики читателей), начата акция «СА» на эти злободневные темы.
Логическим продолжением важного разговора на злободневную тему стал «круглый стол» «Воспитание подрастающего поколения: проблемы и пути их решения». Его организатор — «Советская Адыгея». Участники — ученые и практики, занимающиеся трудным и ответственным делом воспитания молодежи. Место проведения — актовый зал республиканской газеты. Ведущий — литературный редактор «СА» Анатолий Пренко.



Вступительное слово А.С.ПРЕНКО:

— Уровень острейшей темы — воспитание подрастающего поколения — не региональный и даже не общероссийский — мировой, глобальный. Мы все смотрим передачи телевидения и видим, как ведут себя молодые люди в Москве, Париже, Берлине, Лондоне. Это кричащая тема. Ей много внимания уделяют журналисты «Советской Адыгеи». Мы получаем информацию о том, что отдельные наши публикации становятся предметом семейного чтения и семейного обсуждения. И родители, и их дети извлекают из них полезные для себя уроки.

Молодежь Адыгеи учится, работает, ищет правду в непростой действительности, свое место в жизни. Но таковы не все. Давайте обменяемся мнениями: почему отдельные подростки, молодые люди живут и ведут себя так, что помимо родителей и учителей школ их воспитанием приходится заниматься комиссии по делам несовершеннолетних, сотрудникам центра психолого-педагогической помощи, центра временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей и других государственных специальных учреждений? Каковы пробелы в воспитании молодых, и что нужно предпринять, чтобы исправить положение?

Все приглашенные, за исключением одной — ответственного секретаря комиссии по делам несовершеннолетних администрации муниципального образования «Город Майкоп» А.Л.Губренко, прибыли. Давайте начнем работу и первой предоставим слово доктору философских наук, профессору АГУ, автору блестящей статьи «Образование, культура, нравственность не анархизм», опубликованной в «Советской Адыгее» 26 августа с.г., Асиет Юсуфовне Шадже.


А.Ю.ШАДЖЕ:

— Прежде всего, хочу поблагодарить Анатолия Савельевича за то, что он поднял очень злободневную проблему на страницах «Советской Адыгеи». Статья, безусловно, взволновала каждого здравомыслящего человека, болеющего за будущее наше — молодежь.

Мы переживаем сложное время. В современном российском обществе неопределенность во всех сферах нашего бытия, и эта неопределенность ощущается каждым из нас. Изменился механизм социального развития. Сегодня социальному развитию присуща нелинейность.

В сложных условиях вступает молодежь в модернизационный проект. Увеличиваются факторы риска, усиливается соответствующий им уровень социальной напряженности.

Что мы можем предложить молодежи в этих условиях?

На мой взгляд, важно научить молодежь мыслить. Научить думать над тем, что есть добро, зло. Где варварство? Где цивилизация? Сегодня время ставит вопросы, на которые были даны ответы, казалось бы, навсегда. Поиски ответов на эти и другие вопросы, иными словами, поиски ответов на вызовы времени, осуществляются в условиях разрушения сознания молодых. Идеологическая бомбардировка сознания со стороны многих СМИ и телевидения нацелена на его искривление, на разрушение человека. Полным ходом идет деградация морали, образования и культуры.

Что делать? Как быть?

Чтобы переломить тяжелую социальную ситуацию, надо обратиться к ДУХОВНОСТИ. Представляется, что только духовность может стать опорой в работе с молодыми. Важно здесь вспомнить древних мыслителей, в частности Платона, который отводил духовности важное место в создании идеального государства. Уничтожение духовности, как известно, разрушает человека.

Действительно, осмысливая опыт разных стран, можно сказать: лишь то государство жизнеспособно, которое во главу угла своей деятельности ставит вопросы духовности — образования, воспитания, культуры, нравственности и т.д. Формирование духовности — сложная проблема и сложная система, куда включены семья, социальные институты и государство. Работа по формированию духовности должна проводиться систематически, а не спорадически. Не могу в связи с этим не повторить, что о молодежи не следует вспоминать лишь тогда, когда она нужна во время какой-то политической кампании. Молодежь нуждается в диалоге, молодежь — открытая система, она остро чувствует искренность и фальшь.

Преломляя рассматриваемую проблему в область своей профессиональной деятельности, хочу вспомнить высказывания академика Д.С.Лихачева, который считал основой духовности гуманитарное образование. Имеющийся арсенал нашего университета по формированию духовности мы решили обогатить — создать студенческое философское общество. Это важный элемент нашей работы, ибо философия нацелена на формирование ценностно-мировоззренческих взглядов, на осмысление действительности, на выявление и понимание смысла жизни, нашего бытия, необходимости сосуществования друг с другом. А значит, и необходимости проявления толерантности к другому, открытости и диалогичности с другим.

Мы все в ответе за нашу молодежь, за ее будущее, поэтому в решение обсуждаемой проблемы каждый может и должен внести свою лепту.

К.Р.ХАЛАШТЕ, главный специалист-эксперт Министерства образования и науки РА:

— Уверен, большую помощь в воспитании молодежи могут оказать религиозные организации. В целях повышения роли религиозных организаций и образовательных учреждений в воспитании, профилактике правонарушений несовершеннолетних в рамках соглашения о сотрудничестве между Министерством образования и науки Республики Адыгея, Майкопской и Адыгейской епархией Русской православной церкви и Духовным управлением мусульман Республики Адыгея и Краснодарского края в апреле 2011 года были организованы встречи муфтия Республики Адыгея и Краснодарского края и представителей епархии Русской православной церкви с обучающимися общеобразовательных учреждений. В сентябре при нашем министерстве создан координационный совет по вопросу введения комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики».

Наши первые помощники в воспитании детей и молодежи — общественные организации: Совет ветеранов РА, Адыгейская республиканская организация «Лига мира», республиканское отделение ДОСААФ России. Министерство совместно с «Лигой мира» ежегодно проводит конкурсы обучающихся, семинары и конференции для педагогов по проблемам воспитания.

Что касается негативного воздействия на подрастающее поколение многих сайтов в Интернете, то на страницах газеты «Советская Адыгея» неоднократно затрагивался этот вопрос. Обеспечение государством информационной безопасности детей, защита физического, умственного и нравственного развития несовершеннолетних во всех аудиовизуальных медиауслугах и электронных СМИ — это необходимость и требование международного права.

А.Н.ШОВГЕНОВА, заместитель директора по воспитательной работе и социальной защите студентов Адыгейского педагогического колледжа имени Х.Андрухаева:

— В условиях социальной нестабильности, обострения национальных отношений, утраты духовных ценностей возникает необходимость пересмотреть свои взгляды на воспитательный процесс в школе, колледже, вузе. А.С.Макаренко говорил: «Воспитывать — значит учить жить».

Концепция воспитательной системы ГОУ СПО «Адыгейский педагогический колледж им.X.Андрухаева» выстраивается с ориентацией на модель выпускника — гражданина-патриота, образованного человека, личность свободную, культурную, гуманную, способную к саморазвитию.

Необходимость духовного воспитания подрастающего поколения обусловлена тем, что разложение духовных основ личности представляет угрозу для будущего и наций, и страны. Сегодня для молодых людей все чаще и чаще идеалом становятся вольная и роскошная жизнь, добывание денег любыми средствами. В семьях исчезает взаимное уважение, вторжение в жизнь компьютеров и телевизоров заменяет людям общение.

Молодое поколение должно расти не на примерах насилия, зла, жестокости, а на примерах добра, уважения к старшим, родителям, понимания ценности человеческой жизни, ответственности за свои поступки и деяния.

Особого внимания требует работа по воспитанию уважения к людям других национальностей. В нашем колледже ежегодно проводится фестиваль национальных культур «Мы разные — в этом наше богатство! Мы вместе — в этом наша сила!», в котором принимают участие художественные коллективы и представители различных диаспор, проживающие в республике.

Важной составляющей трудового воспитания учащихся колледжа является формирование культуры учебного труда. В современной действительности, когда студенту повсеместно предлагается купить курсовую, дипломную работу, когда вместо чтения и конспектирования литературы используются различного рода ксерокопии, культура учебного труда теряется.

В центре внимания нашего педагогического коллектва — воспитание поведенческой культуры и культуры речи студентов.

Я бы также хотела заострить внимание и на том, что в семьях не хватает взаимоуважения. Отчасти это происходит потому, что родители практически все свои время и силы тратят на то, чтобы прокормить семью. Если государство повернется лицом к людям, положение дел в области воспитания детей и молодежи непременно изменится к лучшему.

Н.А.ХАШАГОВА, директор СОШ №3 г.Майкопа:

— Я полностью с этим согласна. В деле воспитания подрастающего поколения должна прослеживаться огромная роль государства. Прежде чем что-то требовать от молодежи, нужно ей дать спортплощадки, спортзалы, лагеря детского отдыха, школы искусств, всевозможные (бесплатные) кружки, высшее образование и т.д.

В государстве, которое уважает себя, существует детский центризм. У нас же дети в основном предоставлены сами себе.

Вспомните наше детство — оно было воистину счастливым. Нас, школьников, возили на Малую землю и там принимали в пионеры. Такое разве забудется? Идеология в стране была на высшем уровне, и лозунг: «Все лучшее — детям» претворялся в жизнь делами. Государство стояло на защите детства. А что мы видим сейчас? Мы учим детей одному, а за окном совсем иная жизнь: и расслоение общества на бедных и богатых, и безработица...

А.П.ФЕДОСЕЕВ, начальник отдела организации охраны общественного порядка и взаимодействия с органами местного самоуправления

— Я курирую направление работы, связанное с подростковой преступностью. С большим интересом принимаю участие в заседании «круглого стола» и внимательно слушаю выступающих. Считаю, что во многих «подростковых» проблемах виноваты мы, взрослые.

Последние двадцать лет мы живем в государстве, которое так и не озвучило свою национальную доктрину, так и остается неясным наш путь развития. Если мы, взрослые, не знаем, какое общество строим, этого тем более не знает и молодежь. На мой взгляд, в воспитании подрастающего поколения должна четко работать система государственных, общественных взаимоотношений, как это было в стране раньше. Ни один ребенок не выпадал из поля зрения школы, пионерской, комсомольской организаций, рабочего коллектива.

У нас в Адыгее когда-то было на высоте военно-патриотическое воспитание молодежи, работали спортивные школы, секции, кружки. Где они сегодня? Часть перешла в коммерческую сферу, часть находится в упадке. Мы ругаем молодежь, а чем ей заниматься?

Абсолютно верно заметила директор СОШ №3 Н.А.Хашагова: нужно дать возможность молодежи заниматься спортом, музыкой, искусством, творчеством, а потом уже требовать быть хорошей. В Майкопе, где выросло столько знаменитых на весь мир спортсменов, нет Дворца спорта! А сколько было обещаний на этот счет во время предвыборных кампаний. Вот и бродит молодежь вечерами по улицам, ища «приключений». Или еще хуже — попадает на «идеологических» учителей в Интернете.

В прошлом году в Майкопе трое подростков совершили разбойное нападение на магазин. В ходе расследования выяснилось, что ребята, а им было по 14 лет, из лучших патриотических побуждений хотели вступить в одну из общественных организаций, в частности в Русское национальное единство, изъявили желание побывать в ее военно-патриотическом летнем лагере. При переписке с «идеологом» организации им предлагали вначале расклеить листовки сомнительного националистического содержания, затем ограбить магазин. Благие намерения подростков переросли в уголовщину, и вина в этом, конечно же, наша, взрослых.

Ю.А.МИЛЛЕР, руководитель центра психолого-педагогической помощи администрации МО «Город Майкоп»:

— Педагоги нашего центра занимаются с семьями, находящимися в социально опасном положении, или не вполне благополучными. Неблагополучие в семье должно предупреждаться задолго до того, как ребенок попадает в поле зрения органов профилактики, поэтому мы строим свою работу в тесном сотрудничестве с наркоконтролем, комиссией по делам несовершеннолетних, органами опеки и попечительства.

В целях профилактики безнадзорности, беспризорности и правонарушений несовершеннолетних, употребления ими психоактивных веществ, а также оказания своевременной социально-педагогической помощи семьям, попавшим в трудную жизненную ситуацию, работаем по направлениям: заполнение социальных паспортов на каждую неблагополучную семью, проведение профилактических бесед с родителями, с подростками об их поведении, отклоняющемся от общепринятых норм.

Если в 2010 году было 124 направления для постановки на учет в наш центр, то в 2011-м — уже 135. Сегодня у нас на учете состоит 41 семья, находящаяся в социально опасном положении, где родители пьют или же находятся в наркозависимости, не работают, бродяжничают. Шесть семей прошли реабилитацию. Психологические консультации в течение 2010-2011 учебного года получили 183 человека. Темы консультаций и тренингов: «Семейные ценности и традиции», «Стиль семейного воспитания», «Трудные подростки», «Учимся понимать своих детей». Были проведены реабилитационно-профилактические занятия для 171 человека и социально-педагогические — для 322 человек. В 2010-2011 учебном году прошли реабилитацию в центре 175 подростков.

В большинстве случаев наша многообразная работа дает позитивный результат.

Н.М.ШИКОВ, доктор филологических наук, профессор АГУ:

— Как педагог я уже более полувека занимаюсь проблемами воспитания. И имею возможность общаться с молодыми людьми разных возрастных групп. Заявляю совершенно убедительно: плохих детей нет. Если мы будем относиться к своим воспитанникам, подопечным с позиции «он трудный, а значит — плохой», никакого диалога с ними не получится. Кто нас, детей военной поры, воспитывал? Сама жизнь.

Я в девять лет остался без отца, и несмотря на свое малолетство осознавал всю ответственность за мать, за семью. В мою задачу входило обеспечить нашу кормилицу-буренку сеном. С косой, которая превышала мой рост вдвое, шел в поле. Кто хотя бы один раз был на сенокосе, знает, что дело это не из легких. Уже скошенное сено нужно было еще и доставить домой. Мы с ребятами соорудили что-то наподобие тачки на одном колесе и на ней возили сено. Мы, безотцовщина, чьи отцы геройски погибли, защищая Отечество, рано повзрослели. Теперь, спустя столько лет, думаю: «По какому пути мог пойти и кем стать?» Время было нелегкое. А я, аульский мальчишка, выучился и стал профессором. Воспитала меня моя мама трудом.

Что касается «трудных» подростков, молодых людей, то они стали такими не от хорошей жизни — от безразличия со стороны взрослых и, прежде всего, родителей. С молодежью нужно разговаривать. Даже самых закоренелых хулиганов еще можно переубедить, подсказать верный путь в жизни.

Не все родители владеют сложной наукой воспитания детей, их этому следует учить.

И еще одна мысль: без чтения художественной, в первую очередь классической, литературы нельзя стать культурным, воспитанным человеком.

А.В.ЧЕРКАШИНА, многодетная мать, воспитывающая двоих своих и троих приемных детей:

— Подростковый возраст традиционно считается «трудным», он ассоциируется с конфликтами родителей и детей, с тревогами, выяснением отношений, уходами из дома и т.д. Возраст воистину переходный, так как ребенок взрослеет, и процесс этот очень сложный.

В наше время биологическая и социальная зрелость у молодых людей не совпадает. В результате подросток «разрывается» между миром взрослых и детством. Молодежь всячески старается противопоставить себя как «малышам», так и умудренным жизнью взрослым. Самой природой задумано: появился у ребенка первый зубик — пора давать ему твердую пищу, повзрослели дети — пора выводить их во взрослую жизнь. Так поступали наши прадеды, и возмужавших сыновей отдавали в княжеские дружины.

Нынче же у подростков двоякое положение — они уже не дети, но еще и не взрослые. Даже мы, взрослые, не знаем, как к ним относиться. А любой человек, находясь в неопределенном состоянии, будет себя искать. Вдобавок к социальной неопределенности статуса еще и «накрывает» гормональная перестройка всего организма — отсюда и первые срывы, и беспочвенная агрессия. И поиски себя в этом мире.

Для подростка очень важно освободиться от родительской опеки, почувствовать себя взрослым, это закон природы. Задача взрослых — осознавая это, помочь ребенку преодолеть переходный возраст — переход из детства во взрослую жизнь — с наименьшими потерями. Мы, родители, в первую очередь в ответе за наших детей.

М.А.МЕДЖАЖЕВ, поэт, председатель Адыгейского регионального отделения Российского союза профессиональных литераторов:

— Детство и юность тех, кто родился до и после войны, было голодным, но проблемным — хулиганистым, неуправляемым — его назвать нельзя. Сколько тогда было детских и молодежных организаций: октябрята, пионеры, комсомольцы, работали различные кружки, и все они играли огромную роль в воспитании подрастающего поколения. Их упразднили, а взамен ничего не придумали. Вот и осталась молодежь предоставленная самой себе. Почему бы воспитание подрастающего поколения не сделать главной национальной идеей страны?

Да, нужно, необходимо говорить о проблемах воспитания молодежи, проводить «круглые столы», публиковать статьи на эту злободневную тему, выходить с предложениями в правительство. Поможет ли это? Уверен — поможет: как известно, капля камень точит. Уже нет времени, да и неблагодарное это дело — искать, кто виноват в бездуховности молодежи, в проблемах трудных подростков, — пора подумать, что делать, как воспитать их достойными гражданами страны.

Мы создали великое множество всевозможных общественных организаций, а толку? Как организация, союз, объединение, не подкрепленные финансово, могут помочь в реализации самых благих начинаний? Я председатель союза писателей, ко мне идут молодые дарования: начинающие писатели, поэты, — с просьбой помочь опубликоваться, выпустить сборник. Это очень важно для молодого таланта! Но в нашем творческом союзе на эти цели средств нет. Более того, и само помещение, и обстановка — столы, шкафы — находятся в самом неприглядном состоянии. Эту нищету видят молодые люди. Какой путь они выберут в жизни — путь творчества, не приносящий никаких дивидендов, или предпочтут более прибыльный?..

А.С.КУЕК, мифолог, кандидат филологических наук:

— Я учился в начальных классах, когда получил важное поручение отца. В конце улицы, справа от нас, жил Амзан Гиш, свояк моего деда, замечательный сказитель, слева — Шупащ Шадже, который имел просторную гостиную, куда приходили соседи-старики и до глубокой ночи рассказывали прекрасные истории о героях народа, легенды, нартские предания. Мой отец и сын сказителя Арамбий работали в одной школе, вот Арамбий и попросил отца, чтобы тот дал поручение кому-то из нас вечерами провожать Амзана в хачещ — гостиную Щупаща. К этому времени старик уже плохо видел.

Я старался быстрее сделать уроки, и, когда темнело, шел за Амзаном Гишем. Хотя моей задачей было довести деда до гостиной, затем вернуться за ним, я всегда искал предлог остаться, чтобы послушать разговор старших. Они так интересно рассказывали, что дух захватывало! И что меня удивляло: об одном и том же народном герое могли, дополняя друг друга, рассказывать по-разному, вплетать, как ленту в волосы юной девушки, адыгэ хабзэ, свод правил поведения адыга — неписаной конституции народа. Делалось это ненавязчиво и доходило до сердца.

Помню, часами стоял у стенки, держась за вбитый в нее колышек. Никто из нас, молодых, не мог позволить себе сесть в гостиной. Кому из стариков воды принести, кому дать вымыть руки перед едой или принести уголек — это мы делали охотно и с радостью.

Хачещ были первыми университетами. Мы впитывали услышанное от старших, герои народа становились для нас объектами подражания, мы стремились быть похожими на них, вести себя по-рыцарски, не обижать младших и немощных, наоборот — помогать им, противостоять злу и насилию. В хачеще всегда добро побеждало зло — это самое главное в народном творчестве.

Мне особо запомнилось одно нартское предание, которое я услышал в хачеще. Мудрецы собрались, чтобы обсудить самую больную проблему, которая стала перед нартами, — как дальше воспитывать молодежь. Их предводитель сказал:

— Когда мы, нарты, понимали друг друга: старшие — младших, младшие — старших и были в единении, даже бог Громовержец боялся греметь над нами! А что теперь случилось с нашей молодежью? Нам нужно решить вопрос, как быть с нею дальше, как ее воспитывать.

Нарты три дня обсуждали этот насущный вопрос и решили: надо воспитывать в молодых совесть и учить стесняться, главными требованиями к ним должны быть любовь к своей земле, противостояние врагам, защита Отечества, быть благородными, помогать слабым, защищать их. О чем говорит и адыгэ хабзэ.

Все это очень актуально и сегодня.

М.А.КАРАТАБАН, председатель комитета Республики Адыгея по делам молодежи:

— Одной из причин проблем, которые мы обсуждаем, на мой взгляд, является инфантилизм молодежи, и то, как общество его культивирует. Мы почему-то относимся к молодежи, как к какому-то абстрактному индивиду, совершенно не вовлеченному в общегосударственные дела. И молодые люди думают: вы, взрослые, решайте проблемы, а мы подождем, пока повзрослеем. Считаю необходимым активнее вовлекать молодежь в реалии и дела дня сегодняшнего.

В 14 лет подросток уже получает паспорт и является полноправным гражданином страны, в 18 лет имеет право вступить в брак, ему (юноше) дается возможность доказать делом — воинской службой — свою сыновью любовь к Родине. А мы продолжаем говорить о них, как о детях.

Возьмем, к примеру, вузовское студенчество. Воспитательная система здесь в корне отличается от той, что существует в средних профессиональных учебных заведениях. В них ребята и девушки взрослеют рано. В 16—18 лет они уже рабочий класс и на равных трудятся со взрослыми. Сама среда предопределяет уровень ответственности, которую молодой человек берет на себя.

Нынче принято «оглядываться» на Запад — как у них и как у нас? Так вот, «у них» молодежь взрослеет гораздо раньше, чем у нас. В 14-15 лет американские подростки уже подрабатывают, стараясь обеспечить себя «карманными» деньгами. Наши же и в 18, и в 20, да и постарше, все еще дети и ждут материальной помощи от родителей.

Другая проблема — это двойные стандарты, двойная мораль, царящие в обществе. Говорим — одно, делаем — другое.

В годы моей юности существовал так называемый институт общественного сознания и порицания. И нужно отдать ему должное — он спас судьбу не одного подростка. Никто из нас в молодости не был безгрешен, но какой был страх того, что информация о твоем неблаговидном поступке дойдет до родителей. А сколько было волнений у школяров перед каждым родительским собранием! Воспитанием подростков занималось все общество — учителя, соседи, старшие по возрасту, и попробуй огрызнуться.

Чтобы наш разговор не стал беседой взрослых о проблемах молодежи, предлагаю дать слово студенткам юридического факультета АГУ, участникам форума «Молодежь Адыгеи-2011» Бэле Зацепиной и Замире Хачемизовой.

Бэла ЗАЦЕПИНА:

— Мы понимаем, что наши родители, чтобы семья достойно жила, много работают. И не всегда у них есть свободное время для семейных походов, прогулок, иных мероприятий. На общение с детьми остаются считанные минуты, но и их нужно использовать, чтобы поговорить с ребенком по душам на любую тему, быть готовыми дать совет. В ином случае ребенок обратится за советом к ровесникам с не всегда отличной биографией.

На молодежном форуме, конечно же, нет социально неблагополучных ребят, все вполне успешны, со своими идеями, проектами на темы «Как улучшить жизнь жителей Республики Адыгея?», «Как сделать наш регион более привлекательным для инвесторов?» У нас, как и у представителей «проблемной» молодежи, 24 часа в сутках, но мы стараемся использовать их с умом, с пользой для общества, тратим время на учебу, спортивные занятия, на подготовку к конференциям, а не бродим по городу в поисках приключений.

Замира ХАЧЕМИЗОВА:

— Воспитание личности начинается в семье, а заканчивается социумом. С самого детства ребенку нужно помогать ставить правильные цели в жизни и подсказывать пути их реализации.

А.С.ПРЕНКО:

— У нас всех всегда есть выбор, как поступить в той или иной ситуации. Но он нередко предопределеннашим воспитанием, и, прежде всего, в семье.

Вспоминаю детство. Наш сосед-— инвалид войны с одной рукой — укладывает сено на сенник. Мой дедушка молча берет вилы и идет помогать ему, хотя сосед и не звал на помощь. Мне лет девять, я тоже с вилами, следую за ним.

Это наглядный пример для ребенка, как нужно поступать. Меньше говорить, а больше делать.

А теперь давайте послушаем, что о воспитании детей, молодежи скажет ученица 9 класса лицея №34 Дана УДЖУХУ:

— В каждом из нас заложена борьба двух начал — добра и зла. Ее можно сравнить с битвой двух воинов. Один — олицетворение зла, другой — добра и великодушия. В этой схватке победит тот воин, которого ты «кормишь» своими поступками.

Я считаю, если совершаешь неблаговидные поступки — ни к чему винить семью, школу, что недоглядели, недовоспитали, и друзей, которые подсказали неверный путь. За свои поступки нужно учиться отвечать самому.

Заключительное слово А.С.ПРЕНКО:

— Человек в той или иной ситуации поступает именно так потому, что по-другому поступить не может. Причины этого — внутреннего и внешнего характера. Их немало, но основное, от чего зависят поведение, поступки подростка, юноши, девушки, это их духовное содержание. Именно оно диктует мысли и правила поведения. Неслучайно участники «круглого стола» уделили много внимания воспитанию у молодежи высокой духовности, подчеркнув значение в этом процессе художественной литературы, искусства, вообще — культуры. Религии — тоже.

В воспитательном процессе молодого поколения участвуют семья, детсад, учебное заведение, общественные организации, государственные учреждения, многообразная реальная жизнь современного общества. Но главная роль, как подчеркивали выступающие, все же принадлежит семье, родителям. И за судьбы детей в первую очередь ответственны они. Но не все отцы и матери, бабушки и дедушки могут умело воспитывать детей. Прозвучала мысль: их надо этому учить. Как это осуществить, хорошо бы подумать Министерству образования и науки Республики Адыгея, комитетам по образованию муниципальных организаций, педколлективам гимназий и школ, средних специальных образовательных учреждений и вузов республики.

Если семья, дети попали в сложную ситуацию и не в состоянии справиться с проблемами, то тут на помощь должны прийти общественные организации и госучреждения. Неверно утверждение, что они ничего не делают. Делают, и немало. Чтобы убедиться в этом, достаточно прочитать статью руководителя отдела по делам молодежи администрации МО «Город Майкоп» И.Л.Сергеевой «Выполняя целевые программы» («СА», 16.09.2011 г.). Но несомненно и другое: они должны работать результативнее, добиваться выделения необходимых средств на реализацию программ, достижение высоких воспитательных целей.

Мы, журналисты, считаем, что руководителям, работникам общественных организаций, госучреждений следует полнее использовать трибуну газет и телевидения. Например, участковый уполномоченный полиции, педагог, психолог успешно ведут работу с подростком, ступившим на кривую дорожку. Почему бы им не рассказать об этом на страницах «Советской Адыгеи» или не выступить по телевидению? Это ведь будет реальная работа по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, причем работа с огромной аудиторией. Такие выступления обязательно кому-то помогут разобраться в собственной непростой ситуации, кого-то предостерегут от неверного шага.

От имени коллектива редакции газеты «Советская Адыгея» всем участникам «круглого стола» большое спасибо за активную и деловую работу. Успехов вам в вашей ответственной, благородной государственной работе!

www.sov-adyg.ru

0

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить