Существуют две точки зрения на детскую одаренность. Первая гласит: каждый ребенок — гений. И поиск этой гениальности занимает все время родителей и работающих с малышом педагогов (например, из элитных школ с различным уклоном). Вторая точка зрения: одаренность — некая приятная аномалия, а ее поиск у всех детей подряд — насилие над психикой маленького человека. И, надо признать, искатели неизбежной одаренности у детей ведут себя с ними порой чрезвычайно агрессивно, насилуя детскую природу и психику, сея семена будущих психологических травм и даже проблем со здоровьем.
Крайности родительской любви и желания воспитать из своих детей гениев встречаются нередко. Пример из жизни конца 70-х прошлого века: мать-одиночка, наградив сына фамилией Ульянов и назвав его Вовой, била затем по голове на глазах у всего класса за «четверки». Била и кричала: «Как ты можешь с таким именем так учиться?!». Закономерно, что Вова Ульянов вырос психологически надломленным человеком, сторонящимся своих сверстников с «простыми» фамилиями, но с более трезвыми взглядами на жизнь…
Даже чуткое и доброжелательное пестование «таланта» способно привести в конечном итоге к нулевому результату. Психологическая литература полна примеров, когда, казалось бы, без сомнения одаренные дети в конечном итоге превращались в «середнячков», а то и скатывались до уровня отстающих.
Педагоги и психологи отмечают следующий механизм такой эволюции. Родители в святой вере в гениальность ребенка начинают насильно развивать определенные его качества. Что, в свою очередь, ведет к «недоразвитости» остальных психологических функций. Проще говоря, ребенок, у которого хватает сил на постижение высшей математики, уже не в состоянии адекватно оценивать «низшую» окружающую действительность: у него рассеянное внимание, отсутствие усидчивости, эмоциональная разбалансированность. С учетом агрессивного отношения к таким детям со стороны «простых» сверстников и даже учителей подобная насильственно привитая «гениальность» может привести к развитию психопатологических изменений в личности.
Наиболее ярко негативные последствия грубого (но, конечно, из лучших побуждений) вмешательства родителей в жизнь детей видны на примерах детских спортивных карьер. Платой за годы упорных тренировок могут стать не только психологические проблемы (комплекс неудачника), но и физические: измотанный нагрузками детский организм развивается вопреки всем законам физиологии. С учетом постоянного «омоложения» спорта, профессиональные спортивные заболевания сегодня регистрируются у молодых людей, едва достигших двадцатилетнего возраста. Такова плата за 10-15 лет тренировок, направленных на покорение рекордов.
Эта ситуация характерна не только для детей, которых родители мечтают видеть интеллектуальными гениями или спортсменами с мировым именем. Такая, казалось бы, «гламурная» сфера, как индустрия красоты, полна, если копнуть, мрачными примерами поломанных судеб. В США, где большую популярность приобрели конкурсы красоты среди детей, психологи бьют тревогу. Девочки, в них участвующие, растут с явными отклонениями психики. Они требуют от пестующих их красоту родителей все более емких финансовых трат, склонны к истерикам, впадают в депрессии в случае неудач, ведут себя в реальной жизни как на подиуме. Уже в раннем детстве они становятся объектами сексуального домогательства со стороны «спонсоров» и, как правило, через несколько лет выходят «в тираж», переставая быть штучным «товаром». Наркотики, алкоголь, злоба на весь мир — плата за ранний успех. И за примерами физических последствий таких карьер далеко ходить не надо: несколько лет назад мир был потрясен смертью нескольких моделей, страдавших анорексией. Девушки с детства усвоили уроки родителей — красивой может быть только худая.
Как мы видим, желание счастья своему ребенку и его поиски — не всегда одно и то же. Это ответственный и сложный процесс, основанный на здравом смысле родителей, природных данных ребенка и трезвой оценке окружающей действительности.
Анна КОЖУХАРЬ.
Крайности родительской любви и желания воспитать из своих детей гениев встречаются нередко. Пример из жизни конца 70-х прошлого века: мать-одиночка, наградив сына фамилией Ульянов и назвав его Вовой, била затем по голове на глазах у всего класса за «четверки». Била и кричала: «Как ты можешь с таким именем так учиться?!». Закономерно, что Вова Ульянов вырос психологически надломленным человеком, сторонящимся своих сверстников с «простыми» фамилиями, но с более трезвыми взглядами на жизнь…
Даже чуткое и доброжелательное пестование «таланта» способно привести в конечном итоге к нулевому результату. Психологическая литература полна примеров, когда, казалось бы, без сомнения одаренные дети в конечном итоге превращались в «середнячков», а то и скатывались до уровня отстающих.
Педагоги и психологи отмечают следующий механизм такой эволюции. Родители в святой вере в гениальность ребенка начинают насильно развивать определенные его качества. Что, в свою очередь, ведет к «недоразвитости» остальных психологических функций. Проще говоря, ребенок, у которого хватает сил на постижение высшей математики, уже не в состоянии адекватно оценивать «низшую» окружающую действительность: у него рассеянное внимание, отсутствие усидчивости, эмоциональная разбалансированность. С учетом агрессивного отношения к таким детям со стороны «простых» сверстников и даже учителей подобная насильственно привитая «гениальность» может привести к развитию психопатологических изменений в личности.
Наиболее ярко негативные последствия грубого (но, конечно, из лучших побуждений) вмешательства родителей в жизнь детей видны на примерах детских спортивных карьер. Платой за годы упорных тренировок могут стать не только психологические проблемы (комплекс неудачника), но и физические: измотанный нагрузками детский организм развивается вопреки всем законам физиологии. С учетом постоянного «омоложения» спорта, профессиональные спортивные заболевания сегодня регистрируются у молодых людей, едва достигших двадцатилетнего возраста. Такова плата за 10-15 лет тренировок, направленных на покорение рекордов.
Эта ситуация характерна не только для детей, которых родители мечтают видеть интеллектуальными гениями или спортсменами с мировым именем. Такая, казалось бы, «гламурная» сфера, как индустрия красоты, полна, если копнуть, мрачными примерами поломанных судеб. В США, где большую популярность приобрели конкурсы красоты среди детей, психологи бьют тревогу. Девочки, в них участвующие, растут с явными отклонениями психики. Они требуют от пестующих их красоту родителей все более емких финансовых трат, склонны к истерикам, впадают в депрессии в случае неудач, ведут себя в реальной жизни как на подиуме. Уже в раннем детстве они становятся объектами сексуального домогательства со стороны «спонсоров» и, как правило, через несколько лет выходят «в тираж», переставая быть штучным «товаром». Наркотики, алкоголь, злоба на весь мир — плата за ранний успех. И за примерами физических последствий таких карьер далеко ходить не надо: несколько лет назад мир был потрясен смертью нескольких моделей, страдавших анорексией. Девушки с детства усвоили уроки родителей — красивой может быть только худая.
Как мы видим, желание счастья своему ребенку и его поиски — не всегда одно и то же. Это ответственный и сложный процесс, основанный на здравом смысле родителей, природных данных ребенка и трезвой оценке окружающей действительности.
Анна КОЖУХАРЬ.
www.sov-adyg.ru