С 2009 года в службе сопровождения ГОУ РА «Центр диагностики и консультирования» действует школа по подготовке граждан, выразивших желание стать замещающими родителями. Для кандидатов разработана специальная программа, включающая в себя правовые, медицинские, психолого-педагогические вопросы.
В школе ведут занятия три психолога и социальный педагог. На первом этапе специалисты прорабатывают мотивы, побудившие семью взять ребенка. А они у всех разные. Иногда это одиночество — своих детей нет. Наиболее распространенный мотив — так называемое «опустевшее гнездо». Как правило, это состоявшиеся, обеспеченные семейные пары в возрасте от 45 до 65 лет. Они вырастили своих детей, и им не хватает привычной роли родителей. У них есть опыт, и они хотят дать тепло и заботу другим детям. Кто-то руководствуется и альтруистическими мотивами, что очень характерно для граждан нашей страны. У людей возникает жалость, и они хотят обогреть бедных-несчастных сирот.
Но на одной только жалости ребенка не вырастишь. Нужны родительские навыки, любовь к детям, огромный запас терпения, а также требовательность, контроль и доверительные отношения. Бывает, у людей возникают и меркантильные помыслы. Но приемные родители знают, что заработать и тем более обогатиться на пособии невозможно. Каким бы ни был изначальный мотив, психологи ищут в нем наиболее рациональное зерно и делают на нем акцент.
Второй этап курсов — обучение навыкам эффективного детско-родительского взаимодействия. Специалисты центра разъясняют родителям типичные ошибки в воспитательном процессе, проводят с ними упражнения, чтобы взрослые на себе почувствовали неэффективность такого поведения, как авторитарность или попустительство. 78% приемных семей обнаруживает чрезмерную опеку. В игровой форме психологи определяют зоны воспитательного воздействия на ребенка. На этом этапе курсов обсуждаются запреты, наказания, детское воровство, обман, тема карманных денег и многое другое.
В процессе обучения в школе слушатели получают не только знания по психологическим, педагогическим, юридическим и медицинским вопросам, но и приобретают уникальный психологический опыт работы в тренинговой группе, позволяющий соприкасаться с личными переживаниями, опасениями, проблемами и проводить глубокую внутреннюю работу над собой.
На занятиях используются интерактивные формы обучения с применением современных технических средств. Слушатели имеют возможность усваивать знания посредством просмотра учебных фильмов, презентаций с последующим их анализом. Практическая часть занятий представлена ролевыми играми, дискуссиями, работой в подгруппах, индивидуальной работой.
Группы в школе смешанные — в них усыновители, приемные родители и те, кто только собирается взять ребенка под опеку. Такая форма взаимодействия наиболее эффективна. Приемные родители делятся своим практическим опытом по вопросам воспитания детей.
По итогам семинаров и тренингов родителям предлагается «пройти путь» обучения от начала до конца и рассказать о том, что они почерпнули для себя. Часто семьям, которые воспитывали своих детей, кажется, что к их родительскому опыту уже нечего добавить, но в процессе обучения они понимают неизбежность возникновения особых трудностей при воспитании приемных детей.
— Мы с мужем вырастили троих детей, дали им высшее образование, поняли, что можем воспитать еще ребенка, — рассказывает слушательница курсов Людмила Курилова. — Когда пришли в школу замещающих родителей, думали, что нам, родителям со стажем, ничего нового специалисты рассказать не смогут, но ошиблись. Здесь очень хорошая подготовка, будущих приемных родителей готовят к самым неожиданным ситуациям. Нам выдали сертификат, осталось собрать недостающие документы и готовиться к заботе о приемном ребенке.
Одна из главных целей работы психологов с будущими родителями — не допустить возврата приемного ребенка в интернат. Такие случаи бывают. Причины разные — о ребенке собрана не вся информация. Родители, столкнувшись с возникшей проблемой, оказываются не готовы к ее решению. В семьях, в которых традиционно принято послушание, нарушаются детско-родительские отношения, когда у ребенка наступает подростковый возраст. И родители возвращают детей в интернатное учреждение иногда даже после того, как дети прожили в семье несколько лет. Конечно, это большая травма для ребят.
Завершением курсов работа с замещающими семьями не заканчивается. «Центр диагностики и консультирования» и органы опеки и попечительства муниципальных образований республики заключили договоры на предоставление службой сопровождения на безвозмездной основе консультативно-диагностических услуг замещающим родителям, специалистам сопровождения замещающих семей, органам опеки и попечительства. Родители приезжают сами, привозят своих детей, с ними работают психологи. Родители получают специально разработанные для них программы, по которым они занимаются со своими детьми. Для замещающих семей это большая помощь.
— Часто люди, желающие взять ребенка в семью, приходят к нам в состоянии некоторой эйфории, — рассказывает руководитель службы сопровождения замещающих семей Антонина Сафонова. —Мы не стараемся их отпугнуть, но настоятельно призываем лишний раз подумать над столь серьезным шагом, ведь в случае неудачи в первую очередь пострадает ребенок. Когда дети попадают в интернатное учреждение из неблагополучной семьи, они не чувствуют себя брошенными или преданными, в отличие от того, когда его бросает приемная семья. Поэтому мы уравновешиваем повышенные эмоции, предупреждаем слушателей курсов о возможных потрясениях и разочарованиях, готовим их к новому статусу — приемных родителей или усыновителей.
Недавно завершилось обучение третьего набора школы замещающих родителей. Все слушатели получили сертификаты службы сопровождения. Это одна из ступеней к получению разрешения от органов опеки взять ребенка из интернатного учреждения в семью. Мы очень надеемся, что все усилия окончивших курсы будут вознаграждены и кто-то из детей обретет любящих маму и папу.