В конце этого предложения можно поставить различные знаки препинания: вопрос к себе, восклицательный знак — я так решил и мне это важно, многоточие — думаю, взвешиваю, собираю информацию. Независимо от знака последует вопрос: а зачем мне это надо? Другими словами, необходимо определиться с мотивами предполагаемого поступка.
Люди решают принять ребенка из сиротского учреждения в свою семью по разным причинам: нет собственных детей или вырастили их, а нерастраченные силы, опыт воспитания остались, или чтобы не быть одинокими. Бывает так, что семья решается взять чужого ребенка, потому что потеряла своего. В этом случае нельзя торопиться. Боль должна утихнуть, рана затянуться. Приемному ребенку нужны будут ваши душевные силы и помощь, чтобы справиться с утратой прежней семьи.
Если кто-то из супружеской пары воспитывался в детском доме, то нередко семья решается взять чужого ребенка. Очень часто людьми движут альтруистические мотивы: жалость, желание помочь ребенку. Но эмоции должны быть подкреплены пониманием всей меры ответственности и готовностью справляться с неминуемыми трудностями.
Иногда людей приводят в детский дом обманчивые побуждения и ложные надежды. Переживая сложности со своими близкими, запутавшись в своих противоречиях, люди порой считают, что ребенок из детского дома станет решением их проблем. Любая попытка воздействовать на человека, событие с помощью приемного ребенка обречена на провал. Ситуация в семье от этого только ухудшится.
Независимо от мотивов у будущих приемных родителей, как правило, существуют некоторые ожидания, связанные с предстоящими отношениями с ребенком. Взрослым хочется, чтобы он был благодарным, ласковым, веселым и как можно более беспроблемным.
Одно из главных открытий, которое поджидает вас в общении с приемным ребенком, состоит в том, что он вовсе не стремится испытывать благодарность к вам за «все, что вы для него сделали». Атмосфера постоянного унижения и отвержения, в которой, возможно, жил ваш будущий приемный ребенок, породила инстинктивное чувство страха и недоверия по отношению к любому взрослому. Он может принимать все ваши знаки внимания, а его собственный опыт кричит: «Не верь!». Страшно подумать, но это самый главный жизненный опыт, который стал теперь отправной точкой его суждений о мире. И могут понадобиться годы, чтобы ребенок снова научился доверять тем, кто его любит.
Процесс интеграции требует от семьи и ребенка больших усилий и терпения. Его можно сравнить с началом супружества: объединяются люди — каждый со своей историей, привычками, непонятными и порой непредсказуемыми реакциями, способами выражения чувств. Точно так же — с позиции предыдущего опыта — замещающие родители и приемный ребенок оценивают действия друг друга.
... И все же — зачем мне это надо? Может, хочу просто быть счастливым и сделать счастливым того, кто в этом очень нуждается? Может быть, это надо ребенку? А я могу помочь и принять его с его характером, прошлым, с его собственным будущим. Наконец, я отдаю отчет, что взять ребенка легко, а вот растить его, воспитывать и отпустить очень трудно.
А.САФОНОВА,
руководитель службы сопровождения замещающих семей ГОУ РА «Центр диагностики и консультирования».
Люди решают принять ребенка из сиротского учреждения в свою семью по разным причинам: нет собственных детей или вырастили их, а нерастраченные силы, опыт воспитания остались, или чтобы не быть одинокими. Бывает так, что семья решается взять чужого ребенка, потому что потеряла своего. В этом случае нельзя торопиться. Боль должна утихнуть, рана затянуться. Приемному ребенку нужны будут ваши душевные силы и помощь, чтобы справиться с утратой прежней семьи.
Если кто-то из супружеской пары воспитывался в детском доме, то нередко семья решается взять чужого ребенка. Очень часто людьми движут альтруистические мотивы: жалость, желание помочь ребенку. Но эмоции должны быть подкреплены пониманием всей меры ответственности и готовностью справляться с неминуемыми трудностями.
Иногда людей приводят в детский дом обманчивые побуждения и ложные надежды. Переживая сложности со своими близкими, запутавшись в своих противоречиях, люди порой считают, что ребенок из детского дома станет решением их проблем. Любая попытка воздействовать на человека, событие с помощью приемного ребенка обречена на провал. Ситуация в семье от этого только ухудшится.
Независимо от мотивов у будущих приемных родителей, как правило, существуют некоторые ожидания, связанные с предстоящими отношениями с ребенком. Взрослым хочется, чтобы он был благодарным, ласковым, веселым и как можно более беспроблемным.
Одно из главных открытий, которое поджидает вас в общении с приемным ребенком, состоит в том, что он вовсе не стремится испытывать благодарность к вам за «все, что вы для него сделали». Атмосфера постоянного унижения и отвержения, в которой, возможно, жил ваш будущий приемный ребенок, породила инстинктивное чувство страха и недоверия по отношению к любому взрослому. Он может принимать все ваши знаки внимания, а его собственный опыт кричит: «Не верь!». Страшно подумать, но это самый главный жизненный опыт, который стал теперь отправной точкой его суждений о мире. И могут понадобиться годы, чтобы ребенок снова научился доверять тем, кто его любит.
Процесс интеграции требует от семьи и ребенка больших усилий и терпения. Его можно сравнить с началом супружества: объединяются люди — каждый со своей историей, привычками, непонятными и порой непредсказуемыми реакциями, способами выражения чувств. Точно так же — с позиции предыдущего опыта — замещающие родители и приемный ребенок оценивают действия друг друга.
... И все же — зачем мне это надо? Может, хочу просто быть счастливым и сделать счастливым того, кто в этом очень нуждается? Может быть, это надо ребенку? А я могу помочь и принять его с его характером, прошлым, с его собственным будущим. Наконец, я отдаю отчет, что взять ребенка легко, а вот растить его, воспитывать и отпустить очень трудно.
А.САФОНОВА,
руководитель службы сопровождения замещающих семей ГОУ РА «Центр диагностики и консультирования».